О предсуществовании душ.

A. Changeling   Здравствуйте, Владыка! Скажите, пожалуйста, душа человека создается Господом в момент зачатия или она существует уже до этого?

soul1

И Вам здравствовать, досточтимый A. Cangeling!

Скажу сразу: полного и однозначного ответа на Ваш вопрос дать не смогу. По той простой причине, что такового просто не существует.

Нет, конечно, на вопрос: «Появляется ли душа вместе с телом или существует до него»,  Церковь ответила вполне определенно на Своем v-м Вселенском соборе. И такими словами: «Душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после».

Интересно другое — как она появляется? Творится или рождается?  Творит Господь каждую душу отдельно, или получает ее человек от родителей? А личность, неповторимость, уникальность даются ей от Бога?

На сей счет мнения существуют разные.

И  этому не следует удивляться. Церковь точно определила и четко сформулировала лишь то, без чего спасение невозможно — догматы. В остальном позволила быть разнообразию мнений.

Выбирайте то, что ближе душе Вашей.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “О предсуществовании душ.”

  1. Спасибо за тему, разговор может получиться очень интересный и поучительный.
    Есть несколько мнений по этому вопросу святых отцов, но всё, же Церковь не исповедует предсуществование души. С другой стороны все мы являем собой по плоти, душе и духу Ветхого Адама прежде нас сотворённого, согрешившего и падшего. Вот с этим как быть? Воплощается ведь только то, что уже пало, но имело жизнь прежде.

  2. Alex Gal:

    «С Рождеством Христовым!
    Выше владыка Игнатий совершенно верно заметил, что вопрос о предсуществовании человеческой души вполне определённо решён на 5-м Всел. Соборе.
    Вот ещё некоторая информация по этой теме. В период классической патристики был утверждён догмат о непосредственном творении Богом души первого человека – Адама. 5-й анафематизм Собора 561 г. в Браге можно кратко выразить словами блж. Августина «Душа так произошла от Бога, что не есть сущность Бога… не рождена из сущности Бога, но сотворена Богом; и сотворена не так, что в её природу обратилась какая-либо природа тела или неразумной души, а так, что [она сотворена] из ничего». Далее блж. Августин пишет, что душа и тело Адама были сотворены одновременно. О сотворении одновременно души и тела Адама говорят многие отцы Церкви.

    «Александр С» пишет «все мы являем собой по плоти, душе и духу Ветхого Адама прежде нас сотворённого…», что допустимо, хотя дихотомизм (душа и тело) более отражает библейское представление о единой человеческой природе состоящей из души и тела, нежели трихотомизм (дух, душа, тело). «Дух» и «душа» — это две стороны духовной природы человека:
    — дух чаще отождествляется с душой (Мф. 26.38, Лк. 23.46, Ин.11.33, Деян. 20.10, Лк. 8.55);
    — дух (ум) воспринимается как высшая способность души (1 Кор. 15.46, Евр. 4.12, 1 Фес. 5.23);
    — дух человека также истолковывается, как благодать Св. Духа, обитающая в верующем человеке (Зах. 12.1., Ин. 3.6, 1 Ин. 4.13, 1 Кор. 2.12).
    Ап. Павел антропологические термины в большинстве своём использует полемически с носителями гностических идей, что не относится к его собственной антропологической терминологии. Например, термин «душевный» в 1 Кор. 2.14; 15.44,46 ап. Павел заимствует из терминологии носителей гностических идей, строго противопоставлявших «душевное» и «духовное», чтобы опровергнуть их с помощью их же аргументов. Подобная ситуация и с 1 Фес. 5.23. В этой формулировке подытоживаются основные темы послания: освящение – 1 Фес. 4.3; дар христианам Св. Духа – 1 Фес. 1.5,6; 4.8; необходимость соблюдать себя в святости до Суда – 1 Фес. 4.1-8; Парусия – 1 Фес. 1.10; 2.19; 5.1-11. Полемически ап. Павел подчёркивает, что вся полнота человека подлежит освящению и спасению. Т.о. он возражает оппонентам, противопоставлявшим дух душе и телу, как таким элементам человеческой природы, которые не могут быть спасены.
    «Плоть» (греч. саркс) синонимично «телу» (греч. сома) в Септуагинте этими двумя словами переводится одно еврейское слово basar. Но при этом плоть у ап. Павла (но не у ап. Иоанна) всегда обозначает человека в его слабости, смертности (2 Кор. 4.11, 1 Кор. 5.5). В контексте падшести человеческой природы возможно согласиться с употреблением термина «плоть» у «Александр С», но при исключении гностического оттенка, «плоти» как темницы для «души» или «духа». Человек – это целостное существо, состоящее из души и тела.
    Извините за некоторую пространность повествования, но прежде чем понять, что «воплощается» и что «пало», необходимо было «разобраться» с терминологией или вернее несколько обозначить, «что» понимается под природой человека.

    Грех первородный – это личный грех Адама и Евы, который произвёл катастрофические повреждения (но не онтологические) не только в человеческой природе человека, но и в природе в целом. В силу генетического единства человечества последствия первородного греха сказались на потомках Адама и Евы. Бог смерти не сотворил «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1.31). Болезненность, тленность, смертность человеческой природы наследуют все люди праведники ли они или грешники: «Кто родится чистым от нечистого? – спрашивает Иов и сам отвечает: — Ни один» (Иов 14.4), у ап. Павла: «…как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5.12). Мы (всё человечество) наследуем последствия первородного греха, но никак не несём личной ответственности за совершённый Адамом и Евой грех.
    Последствие греха – смерть, а не перевоплощение. Из контекста сообщения «Александр С» усматривает некое противоречие: Церковь отвергает предсуществование душ, но ведь «воплощается ведь только то, что уже пало, но имело жизнь прежде». Здесь ошибка a priori Церковь учит, что человечество восприняло последствия грехопадения прародителей, а «Александр С» говорит, что некто или нечто (душа и/или дух) во-площается, т.е. обретает плоть. Но предсуществование душ осуждено на 5-м Всел. Соборе. Грех в человеке появляется, как говорилось уже выше не в силу предсуществования душ.

    «Вот с этим как быть?»
    Воплотился И.Х., а Он уж никак не пал.
    Тело не есть злое начало, Афанасий Великий говорил: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Логос исцелил всего (душу и тело) человека и кто примет И.Х. как своего Спасителя креститься и тем самым войдёт в Тело Христово – Церковь, также воскреснет в жизнь вечную».

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov