Душа после смерти.

Дмитрий пишет: Обнаружил еретичесие высказывания у профессора МДА Осипова. Он заявляет, что душа человека не проходит мытарства на третий день. И тому подобное….

Что есть главное для христианина? Поиск Бога и пребывание с Ним. Все же остальное — лишь средства к тому.

Не удивляйся, именно так: все духовные богатства Православия, собранные и созданные Церковью за тысячелетия, все сокровища мира видимого и невидимого, да и сами эти миры с их творениями существуют с одной единственной целью — помочь твоей душе обрести Бога. В центре Христианства — человеческая душа. «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

11051311


Для чего, спросишь, такое разнообразие в Церкви? Ведь Бог не нуждается в этом, ибо прост и нет в Нем никакой сложности. Да, действительно, духовный мир прост, целен, един, но наш мир, в котором мы рождаемся, живем, формируемся вовсе не таков. Он сложен, противоречив, многогранен. И поражен грехом.

Кроме того, духовный мир совершенно, принципиально отличен от нашего. Он иррационален, непостижим для человеческого разума. Мы взираем на него, по апостолу Павлу, «гадательно», как через закопченное стекло. И ухо человеческое не слышало, и око человеческое не видело, и сердце человеческое не переживало то, что уготовано нам в Царстве Божием.

Посему все виды церковного искусства: храмовое зодчество и иконопись, гимнография, и церковное пение призваны создать в душе образы этого Царства. Обрати внимание, не дать ясные и четкие представления, а побудить образы, ассоциации.
Той же цели служат многие творения святых Отцов. Но душевные образы у разных людей могут разниться, отсюда появляются разные, так называемые «богословские мнения». Душа человека абсолютно нематериальна или обладает «тонкой материей»? Свт. Игнатий Брянчанинов придерживался второго мнения, а свт. Феофан Затворник — первого. Оба — святые.

А что по этому поводу говорит Церковь? Ничего. Церковь облекает свое мнение в четкие словесные формулировки(в частности, догматы), когда оно существенным образом связано со спасением. Вот и все. Не мешает разница точек зрения о материальности души спасению. Посему и Церковь допускает быть таковой.

Теперь о мытарствах. В Предании Церкви это учение очень распространено. Оно изложено в «Слове о исходе души» свт.Кирилла Александрийского и в «Повествовании о воздушных мытарствах» блж.Феодоры из жития Василия Нового.
Как относиться к этим повествованиям, к образам, которые там содержатся? Когда прп.Макарий Египетский вопросил Бога о том, что есть мытарства, То получил ответ:»Земные вещи здесь принимай за слабое изображение небесных». Т.е. эти образы следует понимать духовно, обращать внимание не на них самих, а на их духовно-нравственный смысл.
Да, конечно, «проходит» душа испытания, но как это происходит и когда — «тайна великая есть».

Нужно просто готовиться к этому.

Вспомни многочисленные свидетельства переживших клиническую смерть. Ведь ни в одном из них нет описаний мытарств в том виде, который дан в нашем Предании.
Посему, думаю, А.И.Осипов просто дает свое мнение по той теме, которая не имеет всеобщего мнения Церкви, и которое согласуется с современными научными данными.
Не станем его за это упрекать. Если не согласен с ним, предложи свое, но попытайся обосновать его.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Душа после смерти.”

  1. Скажите, в какой рубрике, в каком разделе можно задать вопрос вл. Игнатию? Задал в этой теме вопрос о единосуществе человека Христу Богу, нет ни ответа и самого вопроса тоже нет, кто — то стёр? А если нам епископы не станут отвечать на наши вопросы касающиеся вероучения и богословия, то можно ли будет судить мирян за их «ветер головы своея« в вопросах исповедания Христова?

  2. admin:

    Александр С пишет: Скажите, в какой рубрике, в каком разделе можно задать вопрос вл. Игнатию?

    В любой. Владыка отвечает на все вопросы.

    А если нам епископы не станут отвечать на наши вопросы касающиеся вероучения и богословия, то можно ли будет судить мирян за их “ветер головы своея“ в вопросах исповедания Христова?

    Вам очень долго и терпеливо отвечали на ваши вопросы на нашем форуме священнослужители. В том числе и о «единосуществе». Но для вас главное — доказать свое мнение, т.е. оставаться с «ветром головы своея». Если хотите оставаться, никто вам не мешает. Но при чем здесь блог владыки? Зачем переливать из пустого в порожнее?
    Хотите получить ответ на свой вопрос — зайдите на форум. Там подробные и ясные ответы вам даны давным давно.

    Или вы стремитесь обратить на себя внимание?

  3. Большое спасибо за ответ, Ваше Высокопреосвященство! Я сильно заблуждался, считая, что Алексей Ильич неверно говорит о мытарствах. Моё непонимание было связано с тем, что я слишком буквально воспринимал написаное, например, в житии св. Василия Нового. Я совсем не обратил внимание на фразу «Земные вещи здесь принимай за слабое изображение небесных”, которую Алексей Ильич, кстати, тоже приводит. От этой ошибки (чрезмерно буквальное восприятие скорее иносказательных вещей) Алексей Ильич сам же предостерегает в одной из своих лекций отвечая на вопрос студента-семинариста о мытарствах. Буквальное понимание священного текста вместе с общим невежеством может привести к чудовищным заблуждениям.

  4. «Буквальное понимание священного текста вместе с общим невежеством может привести к чудовищным заблуждениям.»

    Спасибо! У меня сильна фарисейская закваска, никак не освободиться… И книжник я негодный! (негодная).
    Вы мне помогли!

    Владыко! Благословите! Вы так ясно и чутко мыслите, так просто и внимательно излагаете, что просто нижайший Вам поклон и всяческого благого поспешения во всех делах Ваших!

  5. Для меня учение о мытарствах не понятно. Об этом не говорил Господь и долгое время это воспринималось как частное аллегорическое мнение. То, что А.И. Осипов говорит, что их нет — это не ересь. А только его частное мнение. Мне кажется, что вопрос не главный. А главное — стяжать Духа Святаго. Это профессор Осипов не отрицает, а ноаборот призывает к этому!

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov