Что есть Истина? 2. Откровение Истины.

Признаюсь, Бел, что какого-то твердого плана нашей с тобою беседы не имею. Да и вообще никакого.  Цель определена, общее направление известно, а дальше — как Господь откроет, что на сердце положит.

Почему Истина так редко открывается человеку? И с таким трудом, и после таких трудов? Об этом и намеревался писать, а сейчас  подумал, что  гораздо важнее было бы поразмыслить о том, как вообще этим человеком Истина воспринимается? Как он ее внутренне переживает, распознает? Как внутренне отличает Истину от иных душевных состояний? На сем и решил остановиться, вернее, с сего продолжить.

123

Нужно сказать, что о самой Истине писали и пишут достаточно. А вот о внутреннем ее переживании, весьма немногие. Такая скромность среди философов понятна: кто из них соприкасался с ней (учитывая специфичность такого соприкосновения, о чем мы с тобой упоминали выше)? Но и среди святых Отцов почти никто об этом не пишет, хотя многим из них такой опыт был дан. Видимо, внутренние переживания сугубо индивидуальны и у каждого свои. Тем более переживания Истины. Кроме того, такие описания могут принеси большой вред: прочитал их человек, вознамерился достичь «высот духа за пять шагов» и начал искусственно возбуждать в себе «чувства высокия» и «ощущения святыя». Результат таких экспериментов известен в аскетической практике как «прелесть» — состояние глубочайшего самообольщения, самообмана. Тягчайшая духовная болезнь.

И все же были такие, которые свои описания оставили. Из святых Отцов это — свт.Григорий Палама и прп.Симеон Новый Богослов; из философов, на мой взгляд, — Иван Александрович Ильин. Но если святых Отцов хоть как-то понять могут лишь люди церковные, имеющие благодатный духовный опыт, то Ильин употребляет образы и язык вполне доступные для людей и невоцерковленных. Но ищущих, чьих сердец Истина коснулась и на поиск подвигла. Себя ты относишь к таковым ничтоже сумняшеся. И я в сем не сомневаюсь ни на мгновение.

Кстати,  вот несколько строф одного из «Гимнов» преподобнго Симеона. Прислушайся, может быть, что-то окажется созвучным.

Опять мне ясно светит свет, опять его я вижу.
Он отверзает небеса и ночь уничтожает,
Опять является он мне, его я созерцаю.
Меня он ставит вне всего, что видимо и зримо.
И отделяет от того, что чувством ощутимо.

За всю историю христианской Церкви лишь трое были удостоены титула «Богослов». Апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и он, преподобный Симеон Новый Богослов. Если заинтересует, где-то в блоге я поместил еще несколько выдержек (найти легко — они в одном месте).

Не утомился? Придется еще немного потерпеть: все вышесказанное — лишь вступление. Главное, о чем хотелось бы сказать сегодня, начинается с сего места. Но для начала напомню «логику» предыдущего и настоящего сообщений:

—  Истина есть Бог, а поиск  Истины  — есть путь познания Бога, постепенное приближение к Нему. (Об этом мы еще поговорим и достаточно подробно.)

—  Истина изменяет мировоззрение и мировосприятие человека. Она на то и Истина, чтобы позволять ему видеть все и вся в своем, то есть истинном свете.

—  ощущение Истины, стремление к Истине свойственны человеку от рождения; для сего он имеет такие душевные качества, как Образ и Подобие Божии. Последние, опять же, ему природны.

Итак, что же все-таки происходит в душе у человека, когда он обретает Истину? Вернее, когда Она его находит и ему открывается.  Предлагаю обратиться к замечательной работе И.А.Ильина «Путь духовного обновления», к ее первой главе «О вере». Лучшего, что соответствовало бы теме и условиям нашей беседы мне не известно. И хотя Иван Александрович ведет речь о вере, некоторые из его размышлений вполне можно отнести к внутреннему переживанию Истины. Они и будут приводиться далее. Кстати, советовал бы тебе прочесть эту работу полностью.

Итак, Истина. Она осознается и ощущается человеком, как нечто главное и существенное в его жизни «что действительно и есть самое важное, чем он дорожит и чему он служит; что составляет предмет его желаний и стремлений.» В момент «откровения Истины» ответно раскрывается ей навстречу и душа твоя, вся, без остатка. Истина «становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

Однако, если апельсин – оранжевый и округлый, то всё ли, что округлое и оранжевое– апельсин? Обратное, конечно, неверно. Истина переживается так, но не все,  что так переживается — Истина. Здесь можно заблудиться и весьма . Можно принять за Истину то, что ею вовсе не является и отклониться от пути истинного. А существует какой-то внутренний (субъективный) безошибочный критерий Истины? Нет, внутреннего, безошибочного не существует.

Почему? И есть ли таковой вообще? Об том, «Богу содействующу»,  в последующих сообщениях.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментария к записи “Что есть Истина? 2. Откровение Истины.”

  1. Татьяна:

    Владыка, благословите. С удовольствием читаю Ваши размышления. Спаси Вас Господи. Попыталась ответить на вопрос: «Как человек распознаёт Истину?»
    Думаю, моментом «откровения Истины» можно назвать ощущение гармонии с окружающим миром. Это состояние невозможно удержать собственными силами. Да и приходит оно не часто. Но когда его нет, мы понимаем, что наступил душевный разлад. В такие минуты душа особенно жаждет мира, хочет жить в согласии. Ищет помощи. Так вот, если душа жаждет и ищет, помощь приходит.
    Передо мной лежит блокнот. Читаю запись, сделанную много лет назад: «Стяжи дух в мире и тысячи вокруг тебя спасутся» (Серафим Саровский). Удивительные по своей простоте и глубине слова. Они впервые попались мне на глаза в момент душевного разлада, и прозвучали примерно так: «Начни с себя. Изменись. Не жди, что за добро будут платить лишь добром. Главное — ты меняйся. Если станешь лучше, то вокруг станет чуть больше добра». Может не очень логичная связь с высказыванием преподобного Серафима. Но эти слова стали моими. Они прозвучали, как правило жизни, руководство к действию. Смею надеяться, что тогда я стала на путь Истины.

  2. Автор неизвестен:

    Святому Царю Николаю II и его семье посвящается.

    Беззвучные слова в молитву облекая,
    Упав к твоим ногам, скорбит Россия мать,
    О том, что так тебя, Святого Николая,
    Позволила врагам иудиным распять.

    Храни Святая Русь любовь к своим пророкам.
    Храни свою в веках святую простоту.
    Вернись к своим святым и праведным истокам,
    Люби своих царей сподобленных Христу.

    Нам истину твою держать не упуская!
    Нам совесть и любовь подножие креста!
    Гордись Святая Русь за то, что ты такая,
    За то, что и в беде ты жертвенно чиста!

    Тебя не замарать ни алчностью, ни злобой.
    Тебя не истребить ни ложью, ни огнем.
    Мы молимся, такой ты оставалась чтобы:
    Без грязи, без бельма на имени Твоем.

    Гордись Святая Русь мы русские от роду.
    Мы воины любви и воины Христа!
    И любим мы тебя за русскую природу,
    За то, что ты мила и жертвенно чиста!

    И истина твоя пропитанная кровью
    Нам выше всех похвал, дороже всех прикрас
    Мы свято дорожим святой твоей любовью.
    Мы молим за тебя и ты молись за нас.

    Россия наша мать, Отчизна дорогая,
    Твоих высот любви не отдадим врагам.
    Несем любовь твою, от бед оберегая,
    А ты любовь свою даешь своим сынам.

  3. Олег:

    Истину не спутаешь, если соприкоснешься с ней — однозначно поймешь что это Истина. Она безупречна и всеобъемлюща, воспринимается как безупречный, безбрежный, всепоглощающий белый свет

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov