И снова "Основы".

Досточтимый Юрий Борисович, благодарю Вас за столь серьезное отношение к нашему диалогу.
По мере моих сил и возможностей постараюсь отнестись к нему с не меньшей ответственностью.

291736_20090721190858

Прежде чем дать ответ на некоторые Ваши размышления, хотел бы сказать: то, о чем мы с Вами рассуждаем, собственно к вере имеет весьма опосредованное отношение. Я имею ввиду веру в Бога, ибо вера в широком смысле сопутствует человеку в каждый момент его повседневной жизни. И научной, и творческой и бытовой. Ведь атеизм есть ни что иное, как вера (именно вера) в то, что Бога не существует.
Да и странно бы было, согласитесь, если б реальность иного, нематериального, духовного порядка (речь идет не только о Боге, но и об ангелах, святых, демонах) могла бы укладываться в научную парадигму или верифицироваться научными методами.
Есть лишь один “инструмент”, который позволяет убедиться в существовании духовного мира (примем это определение в качестве “рабочего”) – это душа человека. И один способ – очищение сердца, ибо в Евангелии Сам Христос прямо говорит об этом: “Чистые сердцем Бога узрят”. То есть, познают.

не существует «теории креационизма», как таковой, а существует только утверждение (постулат), что все сущее создано Богом, в пользу которого можно привести лишь «Книгу бытия» из Ветхого Завета

Боюсь, Вы не знакомы с работами серьезных креационистов. Их труды заключаются не только в том, чтобы отыскивать «узкие места» у своих коллег и оппонентов, но и создавать не менее стройные научные теории. Которые в равной мере последовательны, обладают полнотой, завершенностью, удовлетворяют принципам причинности и единообразия. К сожалению, не смогу последовать Вашему мудрому примеру (в диалоге с Михаилом) и сослаться на свой учебник, ибо не имею таковых. Но могу для начала порекомендовать Вам ознакомиться с Энциклопедией Христианской Апологетики Нормана Гайслера. Особенно с ее статьями «Происхождение вселенной», «Эволюция» и остальными, связанными с ней. Или сборником «Той повеле, и создашася». В обеих книгах приводятся имена и труды известных ученых-креационистов из разных областей науки. Кстати, большое число знаменитых ученых были верующими, а. значит, признавали сотворение вселенной Богом. Серьезный аргумент, над которым следовало бы подумать. Как Вам кажется?

библейский креационизм – это не гипотеза, а постулат, не подлежащий ни доказательству, ни вообще обсуждению. Он исключает и современную космологию, и современную биологию (вместе с агрономией и зоотехникой, на ней основанных). Так что, преподавая «теорию креационизма», надо будет отказаться и от этих наук

Ответ на это утверждение можно отыскать там же. Не уверен, что эти издания имеются в библиотеках КГТУ или КамГУ (в последней скоро будут, ибо там вводится специальность «Теология»), но в нашей, епархиальной библиотеке они есть. Милости просим.

в пользу которого можно привести лишь «Книгу бытия» из Ветхого Завета или свое невежество…; На самом деле, противников эволюционизма волнует только одна, когда-то прозвучавшая фраза: «человек произошел от обезьяны». Страшная обида: «Как это я (венец творения) произошел от какой-то грязной обезьяны!»

Это оставляю без комментариев: не следует в полемике опускаться до обвинений, тем более совершенно необоснованных.

Еще «вариант» – создать параллельную систему православных школ и Университетов. Но в них придется изучать только Святое Писание и гуманитарные дисциплины.

Полностью согласен с первым предложением. В Западной Европе существует большое количество католических Университетов; уровень их образования считается одним из лучших, а выпускники (среди них есть и нобелевские лауреаты) весьма успешно трудятся в самых различных направлениях: наука, экономика, гос. управление… И изучается там не только Священное Писание и гуманитарные дисциплины, но и весь корпус университетских предметов. На основе креационистских представлений, кстати сказать.

И это приведет к разделению народа на две половинки

Многовековая европейская практика, как видим, свидетельствует об обратном.

я бы не делал специальный упор на «православную культуру»

И я бы не делал. Православную культуру в светских школах нужно изучать в меру того влияния, которое она оказала на русскую историю и культуру.

Согласен, что вся литература пронизана библейскими аллюзиями

Не только и не столько аллюзиями. Русская литература православна по своему духу, мировоззрению, тем ценностям, которые она утверждает, словом, всему тому, к чему она призывает человека. Могу порекомендовать замечательный пятитомник Михаила Дунаева, известного литературоведа: «Православие и русская литература».

не намного меньше там и из греческой мифологии с ее римским вариантом.

Намного, неизмеримо намного.

в учебниках принижена роль веры и церкви в создании и развитии русского централизованного государства, в консолидации нации и в расширении ее влияния на восток

Увы, она вообще никак там не освещается. Но роль Церкви не только и не столько в этом. Именно Православие — основа нашего менталитета, этнического сознания и самосознания (см. Ильин, Бердяев, Данилевский, Аксаковы, Киреевский…), а, следовательно, нашей уникальной гуманитарной науки и культуры. Об этом также не говорится ничего.

убежден, что не Бог создал человека, но человек – Бога

На чем зиждутся Ваши убеждения?

Об онтологичности веры — вопрос особый. И я очень хотел бы, чтоб Вы попытались разобраться и в нем столь же серьезно, сколь в проблеме введения «Основ Православной Культуры» в светские учебные заведения.

Искренне благодарен Вам за попытку осмыслить эту проблему и предложить некоторые практические шаги.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментария к записи “И снова "Основы".”

  1. Михаил Зотов:

    Благословите Владыка! Спасибо за подробное объяснение. Будет радостно если Юрий Борисович попытается понять, что есть Православие.
    P.s. Мне кажется его вопросы не на пустом месте. Ведь душа по натуре своей Христианка…

  2. Юрий Борисович Слезин:

    Досточтимый владыка Игнатий!
    Полностью согласен с Вами, что то, о чем мы рассуждаем к вере отношения не имеет. Об этом же и писал Вам я в предыдущих письмах. Во что-то верит каждый — это внутреннее состояние человека. Мои рассуждения касаются не веры, а Церкви, как организации, фунуционирующей в обществе, утверждающей одну, вполне определенную веру и мировоззрение и влияющей на очень многие стороны жизни общества и личной жизни его членов. Мне это влияние представляется не всегда положительным.
    С материалами по «теории креацианизма» с удовольствием познакомлюсь (а как попасть в вашу епархиальную библиотеку?), хотя не могу представить себе, какие могут быть приведены логические обоснования того, что все сущее сотворено Богом.
    О том, что мне не кажется положительным в нашем русском Православии, напишу особо позже.
    С почтением,
    Ю.Слезин

    • свящ.Роман:

      Уважаемый Юрий Борисович!Наша библиотека расположена по адресу: ул. Владивостокская, 33 (1подъезд, последний этаж, напротив строящегося собора)
      Тел. (4152) 41-11-35
      График работы Библиотеки Епархиального просветительского центра.
      Вторник с 16 до 20
      Среда, четверг с 12 до 20
      Пятница, суббота, воскресенье с12 до17

  3. Юрий Борисович Слезин:

    Досточтимый Владыка,
    К сожалению я нахожу в Вашем блоге только некоторые старые отрывки нашей дискуссии. Возможно, я что-то делаю не так. Псле приведенного выше было еще несколько писем моих и Ваших. На последнее из моих Вы очевидно просто не могли ответить в связи с занятостью. Там я говорил о существе «поиска истины» путем диалога и подчеркивал разницу между термином «настоять на своем», употреблявшимся Вами, и термином «убедить оппонента», который считаю более уместным я. Я писал, что Вы ошибаетесь, предполагая, что я не читал Библии и пользовался, какими-то другими источниками, когдя с ее помощью доказывал свой тезис о том, что не Бог создал человека, а наоборот. Я тогда опирался только на Библию, и ни на что больше. И повторяю свою просьбу прокомментировать все примеры, приведенные мной в соответствующем письме, в том числе и поразивший меня пример поведения православного святого старца в Великом Новгороде. Тогда диалог можно будет продолжать

    Кстати, в самое последнее время мне попалась в руки (ненадолго) книга, в которой Библия (как Ветхий, так и в особенности Новый Завет) разбиралась несравненно более глубоко и детально, чем мною. Так что теперь я смогу пользоваться не только напрямую Библией. Автор (А.П Брагин) в отличие от меня не атеист, а верующий русский человек, происходящий из потомственных амурских казаков, воспитанный с детства, как православный христианин, которого жизнь заставила отказаться от этой веры и вернуться к истинно русской отеческой дохристианской вере. Он описыает свой путь исканий и причины и логику конечного выбора не в пользу христианства очень убедительно. Я полностью согласен с его критикой христианства, и с тем, что славянский Сварог несравненно лучше и благороднее чуждого русскому человеку еврейского Еговы и его «Сына» Иисуса, хотя считаю, что и Сварог в нынешнее время не нужен России.
    Ради поиска истины советую Вам достать и прочесть эту книгу. В книжных магазинах Петропавловска она была, но сразу разошлась. Я хочу заказать ее в издательстве.
    Книга: А.П.Брагин. «Русский ответ на еврейский вопрос» — М.-Вк: «Русская Правда», 2007 — 512 стр.
    Оказывается не только христиане и атеисты, но и русские патриоты подолжают искать истину!

    С уважением,
    Ю.Слезин

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov