Взгляд со стороны

В Библии приводится достаточно много Божьих действий (Ваш список далеко не полон), которые вовсе не жестоки, а совсем наоборот. Но их возмущенные критики-обличители-правдолюбцы громогласно клеймят тавром: «жестокость изуверская!!!». В чем причина? Их, подлинных, на мой взгляд, три. Три типа заблуждений.

1. Заблуждение от непонимания смысла.
Вот Христос говорит: «Не мир я пришел принести, но меч». Какой повод для ниспровержения христианства, не так ли? А никакого повода нет. Абсолютно никакого. В этих словах совершенно другой смысл: меч – это истина, мир – успокоенность во лжи (сон, который, по Гойе, рождает чудовищ). Все становится на свои места, если посмотреть контекст.

2. Заблуждение от незнания культуры этноса, его обычаев и традиций. И прежде всего – его религии.
Пример с дочерью Иеффая. Вы пишете: «И Иеффай исполнил обет и зарезал собственную дочь». Откуда Вы взяли, что он ее «зарезал», у какого безответственного атеиста прочли. Ведь в Библии-то этого не сказано. Вот ее текст: «он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа».
Какие обетные слова были произнесены? «Что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение». Он клялся вознести жертву. Т.е. в том, что совершить он в принципе не мог, не имел на то права: только священники были поставлены Богом для принесения жертв. За что и был наказан. И вполне справедливо.

Кроме того, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах в жертву не мог быть принесен человек. Ибо Сам Бог категорически запрещает это: Он объявляет, что Ему мерзостны такие жертвы (Вт. 18:10-11; Лев. 18:21; 20:2 и т.п.).

Так что дочь Иеффая не была убита. Жертва состояла в том, что ее посвятили Богу: отныне она пребывала в девстве. Отсюда и слова: «и она не познала мужа», и ее просьба отцу: «отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство моё». Не жизнь, заметьте, а девство.

3. То, что в психологии называется «феноменом переноса»: стремление приписать другому свои переживания, смыслы, точки зрения. Мировосприятие.
Помнится, я уже предупреждал Вас о том, что недопустимо подходить к древним иудеям со своими мерками. Но «всуе трудишася зиждущие».

Вы упоминаете о «жестокости» Бога по отношению к Аврааму. А кто сказал, что Он был к нему жесток? Вы? А Вы имеете на то основания? Разве по отношению к Вам Он так поступил? Может быть, об этом стоит спросить самого праотца, послушать, его обвинения. Так ведь нет их. Он считает Бога вполне справедливым и отнюдь не из-за страха.

Прочтите книгу Иова. Там уж Вы найдете «жестокостей» неизмеримо больше и неизмеримо больших. Перечислю только некоторые из них: в одночасье Иов лишается своего дома, богатств, детей, заболевает неизлечимой болезнью, которая причиняет ему такие неимоверные страдания, что смерть лучше. Ему твердит жена: «Похули Бога и умри». Так ведь нет, ни одного слова ропота или обвинения в жестокости. И опять же совсем не из-за страха быть наказанным еще более (куда уж).

Вам, думаю, трудно будет понять истинную причину таких взаимоотношений. А все просто: они доверяли Богу, любили Его. Потому что знали Его. Вы не знаете, не любите, не верите, потому Он и не требует от Вас ничего подобного, да и вообще ничего. Не испытывает, ибо Вы этого просто не выдержите.
Вам не ведома любовь Божия, посему Вам и непонятна суть Его испытаний по отношению к любящим Его. Вы – сторонний наблюдатель и посему не имеете морального права судить, жесток Господь или нет, ибо делать так, значит хирургическим скальпелем пытаться препарировать картину Моне или этюд Шопена. Вот если бы что-то подобное совершилось лично с Вами, тогда – другой разговор. Но боюсь, что такого не случится.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Взгляд со стороны”

  1. maria:

    У меня тоже было недоумение, когда только начинала читать Библию. Странно было, например, зачем Бог «ожесточил сердце фараона»… Но, удивительно, на каждое мое недоумение неожиданно приходил ответ: открывалась какая-то книга, просто вдруг в разговоре, проповеди, даже в телевизионной передаче «выныривало» объяснение. Так получилось и с фараоновым ожесточившимся сердцем. Ответ был неожиданно «естественно-научным». Когда солнце действует на воск и глину, результат противоположный: воск размягчается, глина твердеет. То есть от свойств материала этот результат и происходит, солнце остается солнцем. Так и с действием Бога на наши сердца: одни размягчаются, другие твердеют… Было такое чувство радости, как от сделанного открытия! И так почти всегда. Может быть, когда относишься к написанному в Библии с доверием, а не с желанием все опровергнуть и найти подтверждение своим устоявшимся взглядам, она и не открывает своих глубин?

    • Архиепископ Игнатий:

      Может быть, когда относишься к написанному в Библии с доверием, а не с желанием все опровергнуть и найти подтверждение своим устоявшимся взглядам, она и не открывает своих глубин?

      Так, так… И святой Петр, и святой Иаков утверждали: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

  2. Виктор:

    Владыко, привет Вам из Литвы!

    • Архиепископ Игнатий:

      Благодарю.

      Прошу передать благословение всем общим знакомым.

      С Новым Годом!

  3. Виктор:

    Спасибо за поздравление. Владыко, поздравляем Вас с Новым годом и с приближающимся Рождеством Христовым! Желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Оставить комментарий к записи maria


Thanx: Ozon.kharkov