Рождеcтвенские чтения 2011. День второй. Самосознание.

Второй и третий дни чтений традиционно специальные. Каждый из участников избирает те направления, которые ему наиболее важны и интересны, по ним и работает. В этом году таких направлений было девять, и в каждом из них – конференции, секции, семинары, круглые столы, мастер-классы. Такой широкий выбор, что посетить, даже самые необходимые почти нереально, не говоря уж об участии (доклад, сообщение, обсуждение). Но мы постарались. В первый же день, сразу после Кремля отправились на подворье, и соборно распределились кому куда идти, где быть, что делать в течении последующих двух специальных дней.

Секция, которую мы с В.В. Рубцовым возглавляли, уже пять лет носит название «Святоотеческая психология». Здесь рассматриваются самые разные аспекты внутреннего мира человека. Такого, таким видят его наши святые отцы, а их взор – взор Божий, абсолютно точный и беспристрастный. Виталий Владимирович – весьма известный в научном мире человек: профессор, член-корреспондент, доктор психологических наук, директор института, ректор университета. Будучи высоконаучным психологом, он, тем не менее, заинтересовался православной аскетикой, основал такую интересную секцию. Через год к ней присоединился и я.

Уже давно меня интересует проблема самосознания человека. Или, скорее, проблемы. Самосознание – дар Божий, основной признак личности – основа духовной жизни христианина. Оно «имеет своим объектом… глубину и неисчерпаемость жизни внутри человека; и потому самосознание есть… сознание своего единства, своего «я», своего своеобразия, отдельности» (прот. Василий Зеньковский). Оно, как свет, выводящий из неведомых личностных глубин все наши тайны. Исповедь, трезвение, самоукорение, молитва, богообщение – все это немыслимо без хорошо развитого самосознания. Без него нет и веры.

Замечательный русский психолог В.А. Снегирев сказал как-то: «Идея бесконечного всемогущего Существа есть составная часть процесса самосознания… Степень ясности этой, последней идеи потому всегда пропорциональна степени ясности первой: смутна, неопределенна идея собственной личности, — смутна и идея Личности бесконечной; ясно, определенно и отчетливо сознается человеком особность собственной его личности и ее свойства, — ясно, определенно возникает представление особности и главных свойств Личности бесконечной».

Сложно? Мудрено? Возможно, и так, хотя мысль предельно проста и предельно важна: чем яснее видишь себя, тем яснее чувствуешь Бога. Многие ли из нас могут сказать о себе: «хожу пред лицем Божиим»? Или словами апостола Павла: «Живу уже не я, но живет во мне Христос»?

Потому и не дает мне, как архиерею, покоя вопрос: «Как приблизить человека к Богу?», или, что одно и то же, «Как помочь ему ясно увидеть самого себя, развить самосознание?» Лучших наставников, чем святые отцы, здесь не сыскать. Потому, через примерно три месяца работы и появился мой доклад, который я изложил на нашей секции.

Его название: «Феномен самосознания. Святоотеческий подход».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov