Как ответил бы свт. Игнатий

 Читаю комментарии к моим постам. Они разнятся между собою, как разнятся их авторы.

Портрет святителя Игнатия Брянчанинова из резиденции Святейшего Патриарха.

 Одни требуют именно моего ответа — краткого, точного и незамедлительного, на таковые так же и стараюсь отвечать.
Другие предполагают ответы обдуманные, подтвержденные опытом моей пастырской и иноческой жизни. Их нужно писать так, как свт.Игнатий (Брянчанинов, не путать со мною): «Взял перо, обмакиваю его больше, кажется, в сердце, чем в чернила«. Здесь нужно много времени, терпения и доброе сердце. Что обретается далеко не всегда.
На иные отвечаете вы, дорогие друзья, часто лучше, чем я смог бы это сделать. А некоторые и ответов не требуют.

 Сейчас период особый, Великопостный, хочешь-не хочешь, на поверхности появляется содержимое «подземелий подсознания». И мое, и моих пасомых, и тех, с кем встречаюсь, служу, общаюсь через почту или в блоге. Посему, если вижу  отступление от духовной жизни в чем-то, искажение душевного устройства, стараюсь указывать на то сразу. Поскольку пастырь.

Просмотрел переписку (обмен мнениями) в комментариях нескольких последних постов, где, ну редкое слово смирением не дышит. И пришло на ум одно из писем свт.Игнатия (Брянчанинова, опять же не путать со мной), и подумалось: а что бы ответил святитель, если б он прочел то же самое? Возможно, его реакция была бы такой:

Прочитал ваш обмен мнениями – и известилось моему грешному сердцу немедленно отвечать на него. Значит: вы – с душевной пользой, с любовью и смирением! 

Я и не смел отвечать. Как ни прочитаю, – возьмет ужас: куда мне с моими жалкими потугами против высот духовных моих собеседников, и не отвечается. Принуждал себя, как на пашне пахарь принуждает тощую клячонку тащить соху,  –  нет, как нет! Не ответилось! И у клячонок видно, свой норов бывает.

О следующем не хотел было я вам писать… да уж зачал писать, так нечего делать, заодно напишу. Смирение, котораго вы сподобились коснуться – только самообольстительное мечтание. Думали, да думали, да начитались; в головушке-то и возмечталось, выстроился в ней волшебный замок. “От плод их познаете их”, – сказал Господь. Какой был плод этого состояния, которое душа сочинила сама себе, которым польстила сама себе — говорим о любви и смирении, и тут же обвиняем собеседника, свое мнение отстоять стремимся всеми силами, а понять-то собеседника — ни-ни. Этот плод был напыщенность, одна пустая, во всем смысле слова пустая напыщенность. 

Слухи дошли до наших глухих, тихих мест: какие-то посетители на блоге Иерарха Церкви дискуссию о добродетелях христианских открыли. Слух выдаю за слух – было ли то, или не было, о том ниже разсуждать дерзаю; и позволяются ли в РПЦ, такое – знать не знаю. А если б меня спросили, каков совет мой людям тем, то я бы отвечал со всею провинциальною откровенностию: поменьше говорить и писать о смирении, а больше смиряться, а самый верный путь к тому — видение грехов своих. Самых, что ни на есть реальных, а не выдуманных. Тогда и тон комментариев иной будет, и пользу от беседы обретать станем. А свт.Игнатия читать нужно, но выборочно, применительно. К примеру, начать с того, чтобы без обиды прочесть сие мое письмо. И сделать правильные выводы.

 Делание, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитываться ежедневно вечером со своею совестию. И предовольно! Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало-помалу стяжет сокрушение духа, которое еще далеко отстоит от покаяния – видения. 

В преподавание советов не надо бы вам очень пускаться, а со смирением от них отказываться. Когда же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу. Все вы хотите разумом да собою взять, а надо – верою, да Богом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

72 комментария к записи “Как ответил бы свт. Игнатий”

  1. Мне ваш стиль нравится больше :-Р

  2. ЛЮДМИЛА:

    Я — ваша сестра, вы- мои торопливые судьи!

  3. Maximus:

    Вот уж раз зашла речь о свт. Игнатии. (Исключительно мое субъективное впечатление, не могу на нем настаивать). Не слишком ли сильно у нас в Церкви им увлекаются? Причем не схимонахи-затворники, сутками напролет творящие умную молитву, (это бы как раз понятно было: им просто необходимо знать о «прелести» все, чтобы не попасть в нее, и сугубое трезвение), а обычные миряне?
    Мне кажется, свт. Игнатий — чтение далеко и далеко не для всех… Сужу из небольшого собственного опыта — помню, какое гнетущее впечатление произвело на меня его «Слово о смерти», а также из некоторых комментариев.
    Напр., митр. Илариона, в его труде «Православие»: «Для Игнатия был характерен пессимизм во взгляде на современную ему церковную действительность, его книги полны предостережений против прелести, за­блуждений, вредных влияний.». Или о. А. Кураева, который как-то сказал что «Православие глубже и человечнее» свт. Игнатия (ну это он, конечно, в своем духе, слишком уж резко).
    Лично для себя решил, что «с головой» мне хватит свт. Феофана и прп. Паисия Святогорца пока…
    Но вообще правильно ли такое масштабное увлечение свт. Игнатием у нас сейчас? Не способствует ли оно «неофитскому аскетизму» такому?

    • Maria:

      А мне святитель Игнатий сразу, после первых же открытых строчек, стал дорогим…Он выразил для меня невыразимое, то, что открывалось, но ни слов, ни мыслей не хватало, чтобы разобраться. Он сумел. Выразить, объяснить то «тихое и тонкое», что никак не удавалось уловить — сделал понятным…
      А однажды на крыльце старого храма, прыгая от холода перед его открытием, я увидела, как подошел средних лет мужчина, оказавшийся рыбаком. Пришли мы рано, оба явились на исповедь, и он начал восторженно рассказывать мне, как на корабле ему попалась «такая сильная книга»! Речь шла о «Слове о смерти». Он читал ее всю ночь, потом собрал четверых друзей, читали вместе, после чего решили по прибытии в Петропавловск сразу пойти в храм, что он и сделал. Пообещал и «свою» привести в следующий раз, жалко ж ее, грешницу. И мне покровительственно сказал: вы ж все до одной грешите, пока мы по морям ходим, тоже, небось, есть о чем покаяться! Вот и кайся. А тут есть один, что на три метра под землей видит, вот бы к нему и попасть. В тот раз не попали, был рабочий день, не суббота.
      Вот уж действительно — на разных людей разное воздействие.

  4. Ольга:

    «Мне кажется, свт. Игнатий — чтение далеко и далеко не для всех… Сужу из небольшого собственного опыта — помню, какое гнетущее впечатление произвело на меня его «Слово о смерти», а также из некоторых комментариев».

    Вы абсолютно правы — не для всех. «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова стало лично для меня словом открывшим мне Бога и дорогу к нему. Плачем о всей моей жизни и великой радостью.

    • Maximus:

      О чем и говорю. На всех разное впечатление и воздействие производит. Поэтому же и спрашиваю.

      • Виктор:

        Брянчанинов — «испорченный» немецким романтизмом и излишним психологизмом (со всякими нудными интроспекциями) писатель 19 века, и писал он для этого века. А нам не зачем питаться фастфудом — припадем к истокам читая Макария Египетского, Максима Исповедника, Блаженного Августина…незачем «вторяки» жевать

        • Певец Караоке:

          Для того доктор и нужен чтобы каждому свои витамины прописать.

        • Maximus:

          Вот так и «продолжить» недолго? — «…А Макарий, Максим и Августин — испорченные античной философией и ненужным аскетизмом мистики. Лучше припадем к истокам, читая Библию!»
          И что? — «Здравствуйте, г-н Лютер!»
          Острожность в отношении тех или иных Отцов (в т.ч. свт. Игнатия) еще не означает их отвержения.

          • Виктор:

            Конечно, древность — не показатель истинности, но в нашей православно-замшелой среде напрочь отсутствует критическое мышление и любознательность…Вот митрополит достал из-под рясы какого-нибудь пыльного Ильина и все кинулись изучать, хотя сами никогда бы его и не знали…А насчет Лютера — не пререживайте, наше мышление, как человека нашего времени определено им почти полностью, даже если мы об этом не рефлексируем…взять хотя бы эти все «психологизмы» (но это другая история)

          • Певец Караоке:

            — Вот митрополит достал из-под рясы какого-нибудь пыльного Ильина и все кинулись изучать, хотя сами никогда бы его и не знали…—

            Один из самых читаемых в России.
            Мало кто его не читал, а я в университете проходил по философии (неппрофильный предмет, кстати).

  5. Вера:

    Свт. Игнатий — это ангельский ум, это земной ангел! Он максимально рассудителен, реален и объективен в своих творениях. Поэтому обычному человеку, далёкому от настоящей православной жизни, — принять эту реальность невероятно трудно(сразу впадает в уныние). Ведь мы частенько просто играем во внешнее православие, утешая самих себя, что все у нас хорошо….а в действительности в сердце «там же о гаде их же несть числа!» А те кто действительно оплакивают свою жизнь — тем Свт. Игнатий — это образец для подрожания и помощник, и я бы даже сказала -покровитель в наше смутнейшее время. Владыко всё правильно о нас написал и реально чувствуется присутствие его святого покровителя.

    • Maximus:

      Ну хорошо, допустим вот лично мне трудно принимать свт. Игнатия, яко далек есмь от настоящей православной жизни, и охальник гнуснейший есмь, да и на кол же посажден не бысть едино токмо заступлением Владыкиным.
      Но вот как быть с митр. Иларионом и о. Андреем? Они тоже далеки от настоящей православной жизни?

      • Вера:

        А разве нам дано такое право кого-то судить? Тем более архиерея или священника? Или еще лучше — общепризнанного святого человека? Вам не кажется это дерзостью в очах Божиих? Тем более что за каждое слово сказанное и написанное довольно скоро придется дать ответ….

        • Начинает попахивать жареным. Пойду я, что ли, на более мирные пастбища

        • Джак:

          Согласен с вами, Вера, кто не понимает может не читать, но зачем других агитировать и убеждать в неполезности чтения книг такого великого святого как св. Игнатий?

        • Певец Караоке:

          — Или еще лучше — общепризнанного святого человека? Вам не кажется это дерзостью в очах Божиих? —

          нам большей дерзостью кажется, закапывать данную Богом и родителями рассудительность в землю.

          Критиковать не обязательно, но слепо брать «общепризнанное», это признак этнографичности чьего-то православия (православный патамушта русской на!), а не сердечного выбора.

          Святых разных много, Христос один.

          Не нужно нагребать в голову разных отцов, если на сердце не ложиться.
          И осуждать тех кому ложится тем более.

          Вот и вся толерантность.
          _________
          p.s.
          К святому отношусь с уважением, хотя читать его пока не готов.
          Надеюсь за отведенное мне время сумею вместить и его.
          Если по причине среднего ума это сделать не получится, Бог спасет меня и без этого. Я так верю.
          И наверно буду последним дураком в Царстии Небесном, с которым никто не захочет разговаривать.
          Но мозг свой насильничать не буду. Горд и упрям, потому что.

          • ЛЮДМИЛА:

            Я с уважением отношусь к искренним людям,
            потому и разговаривать с Вами буду.
            А копировать готовые цитаты- это на любителя.

          • Митрополит Игнатий:

            И наверно буду последним дураком в Царстии Небесном, с которым никто не захочет разговаривать

            Побеседовал бы, если Господь приведет. Есть о чем.

            Горд и упрям, потому что.

            А вот от сего нужно избавиться непременно. Иначе точно не встретимся.

          • Певец Караоке:

            — Побеседовал бы, если Господь приведет. Есть о чем. —

            Хотел к Вам заехать, честно. Но не не на кого все оставить.
            Пока только по почте получается…

            Если тема позволяет, конечно…

            — А вот от сего нужно избавиться непременно. Иначе точно не встретимся. —

            «Если в 18 человек радикал — то точно не подлец.
            Если в 40 консерватор,- значит точно не дурак.»

            Один хороший человек так любил говорить, когда я был моложе.

            Будем стараться.

          • Митрополит Игнатий:

            «Не нужно нагребать в голову разных отцов, если на сердце не ложиться.
            И осуждать тех кому ложится тем более… Бог спасет меня и без этого. Я так верю»
            , — сказал ПК

            «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его», — сказал апостол Павел (Рим.14:3).

            Какая синхронность мыслей! 🙂

        • Maximus:

          Я никого не судил и не собираюсь этого делать. А высказал свои опасения относительно возможных негативных последствий в духовной жизни в результате чтения трудов свт. Игнатия людьми, возможно, не готовыми к такому чтению и даже не нуждающихся в нем.
          Ощущаете разницу? Это во-первых.

          А, во-вторых, разум дан нам Богом, чтобы мы использовали его по назначению, т.е. думали. А не отключали голову. И уж тем более не объявляли «дерзостью» любую попытку критического анализа нашей духовной и церковной жизни.
          Если в каком-то религиозном сообществе принято без разговоров брать «под козырек», то такое сообщество, скорее всего — тоталитарная секта. Но в Православной Церкви, слава Богу, другие порядки.

          И не бойтесь думать и делать выводы. И даже высказывать их.

  6. Ксения Сурова:

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) (†1867):
    «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Хри¬ста. Некоторые западные пи¬сатели почти явно произнесли это отречение, ска¬зав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов, он — божество их. По причине этого ужас¬ного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане — изоб¬ретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и па¬пизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, вы¬кинув из нее призывание Святаго Духа и благосло¬вение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы… Ни¬какая ересь не выражает так открыто и нагло непо¬мерной гордости своей, жестокого презрения к че¬ловекам и ненависти к ним».
    (О ереси и расколе — «Православное чтение». 1992. № 5-6. С. 5)

    «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церк¬ви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих за¬падных сумасшедших, которых их еретическая цер¬ковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Пи-сание, какое жительство, какие мысли и чувство¬вания приличествуют христианину».
    (Сочинения… Т. 4. СПб. 1886. С. 476)

    Свт. Игнатий Брянчанинов, (†1867): «… благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».

    • Виктор:

      Как говорит Кураев: «Ватикан — это РПЦ через 50 лет» и он, к сожалению, прав…

      • Ксения Сурова:

        Да, тенденция такая просматривается отчетливо. Но… почему мы должны с этим соглашаться? Почему мы не мыслим себя иначе как безгласную, пассивную массу? Это пристало католикам, для которых непререкаемый авторитет — папа. Глава православной Церкви — Христос, а мы знаем, как Он относился к врагам Божиим. Прощать и любить Он призывал врагов личных, но говорил о том, что не простится ни в сем веке, ни в будущем хула на Духа Святаго.

    • ЛЮДМИЛА:

      Даже, для напыщенных, непровинциальных головушек-
      это круто!!! А католики не обидятся?
      Что уж их так опускать?

      • Ксения Сурова:

        Это упрек святителю Игнатию Брянчанинову? То бишь он в свем дремучем ХIХ веке ничего не понимал в тонкостях геополитики? И ведь понятие толерантности не родилось еще в его пору в чьем-то лукавом уме. Нам бы его ясность и твердость веры, которую не способны поколебать никакие мирские соображения.

        • Maximus:

          Какое отношение обличения папизма имеют к нам? Что-то не видно здесь никакой пассивной массы. Наоборот, очень даже активная. Вон как все бурлим. Пост, что ли…

        • ЛЮДМИЛА:

          Простите меня, непонятливую…
          Причём здесь тонкости геополитики и толерантность?
          Очень прошу объяснить!

          • Ксения Сурова:

            Вы действительно «не в теме», как сейчас говорят, Людмила? Или Вы живете не в России, и ее реалии от Вас далеки? Мне неловко даже об этом говорить, как об общем месте. Любой неравнодушный православный в России с тревогой наблюдает, как нашу Церковь исподволь, осторожненько, но неуклонно ведут на сближение с католицизмом (примеров этому несть числа, поинтересуйтесь в интернете). Причем делается это при громогласных заявлениях о верности православию. И происходит в головах бедных православных этакий когнитивный диссонанс – чему верить, нашим святым отцам, называвшим католиков не иначе как латинянами и еретиками, верить своим глазам и ушам, когда прогибание под католиков нам объясняют «общностью моральных и нравственных ценностей», либо, ничтоже сумняшеся, повторять за иерархами, что никакие католики не еретики, а католическая церковь — церковь-сестра. И все многовековое противостояние, все усилия многих поколений православных, начиная со святого благоверного князя Александра Невского, защитить православие от поглощения католицизмом – «ф топку» (как сейчас выражаются в интернете).

          • Maximus:

            Вот именно это и есть одно из самых больших зол и одна из самых больших проблем в современной Церкви: самозванные «ревнители», истерически кричашие о «предателях-иерархах, которые всех нас продадут Папе!» (в то время как действительные контакты с РКЦ находятся в гораздо более замороженном состоянии, чем это было еще в СССР).
            За этим «ревнительством» стоит только лишь попытка подогнать сложную церковную жизнь под собственные простенькие представления. Но не только внешне-церковную, но еще и даже саму православную духовность, что вообще, я считаю, преступно.
            Сколько ходит по интернету самочинных «акафистов» «святым» Грозному, Распутину и т.д.!
            Совершенно необходимо искоренить это явление в Церкви, если мы хотим сохранить подлинное Православие, а не пародию по типу «святой благоверный государь Иоанн Грозный»…
            Опричники тоже нашлись….

          • Ксения Сурова:

            «Я никого не судил и не собираюсь этого делать.
             А, во-вторых, разум дан нам Богом, чтобы мы использовали его по назначению, т.е. думали. А не отключали голову. И уж тем более не объявляли «дерзостью» любую попытку критического анализа нашей духовной и церковной жизни.
            Если в каком-то религиозном сообществе принято без разговоров брать «под козырек», то такое сообщество, скорее всего — тоталитарная секта. Но в Православной Церкви, слава Богу, другие порядки.
            И не бойтесь думать и делать выводы. И даже высказывать их».
            В этих своих постах Вы более христианин, чем в последнем. Мира Вам и достойного прохождения Великого поста.

          • свящ. Роман Никитин:

            Интересно, Ксения, привели бы пару примеров «неуклонного ведения в католичество». Я не вижу такой тенденции и не слышал ни от одного иерарха утверждения, что католики — не еретики. Как мне кажется, у части «ревнителей» сердца просто переполнены злобой и агрессией, и вместо того чтобы бороться с этими страстями, они направляют потоки ненависти в русло поиска врагов среди своих собратьев. Это лёгкий путь, но гибельный для души. Лично знаком с людьми, в своё время ушедших за Диомидом, с ними даже просто поговорить нельзя — в ответ шипение и проклятия. Вся их «духовно-церковная» жизнь строится на одном — «мы против «лже-церкви Московской Патриархии». Ощущение, что если убрать этого «врага», то от отсутствия объекта критики, они начнут съедать друг друга.
            Кругом столько «работы» — десятки миллионов крещеных, но не просвещенных сограждан, которые ждут призыва пастыря или миссионера, которые даже Евангелие не открывали, а мы боремся с мельницами. Господь то спросит каждого, на что потратил свой талант?

          • Ксения Сурова:

            Благословите, о.Роман.
            Вероятно, со стороны виднее, но, как мне кажется, я стараюсь избегать излишней эмоциональности и употребления выражений, несущих вполне определенную смысловую нагрузку, как например, «ревнители», «сердца, переполненные злобой и агрессией», «потоки ненависти», «поиск врагов», «шипение и проклятия».
            По вашей просьбе привожу две цитаты из публичных выступлений председателя ОВЦС МП митрополита Илариона. Не беру на себя дерзости судить, просто привожу в ответ на его высказывания мнения святых отцев.
            Митр.Иларион Волоколамский.Лекция в МДА: «При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от (враждебной терминологии) употребления термина «ересь» в отношении католичества.
            Свт. Марк Ефесский († 1444): «Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».
            Прав. Иоанн Кронштадский(† 1908): «Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».
            Митр.Иларион Волоколамский.Лекция в МДА: Есть и другое толкование, в соответствии с которым Православная Церковь фактически признает Таинства католиков, но при этом между двумя Церквами нет общения в Таинствах.
            Прп.Амвросий Оптинский: В Православной Церкви веруется, что хлеб и вино в таинстве Евхаристии пресуществляются призыванием и нашествием Св. Духа. А латины, как сказано выше, сочли ненужным призывание сие, и исключили оное из своей литургии. Итак, разумеющий — сам да разумеет о евхаристии латинской.
            Свт. Григорий Палама († ок. 1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына».
            Свят. Феофан Затворник: «Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами — потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением.
            А о все более расширяющихся контактах с католической церковью Вы, я думаю, знаете больше меня.

    • Мощно по католикам припечатало.
      Они хоть и запутались с этим своим папой и филиокве, но это не делает их менее христианами, тащемто.

      • ЛЮДМИЛА:

        Полностью согласна. Я прожила рядом с католиками
        в Вильнюсе много лет. Было много добрых друзей.
        Кто-то из них часто бывал на службах в Свято-Духовом
        монастыре и никакой злобы, никакого фанатизма.
        А одна католичка приняла православие и вышла замуж
        за православного священнослужителя. Она-замечательная
        матушка, мать четверых своих и одного приёмного ребёнка. И таких людей много!

        • Джак:

          полностью не согласен!
          какая разница хорошие они люди по вашему мнению или нет? если вы будите общаться с человеком и найдете его хорошим, а после узнаете что он сатанист, вы продолжите его считать хорошим?
          посмотрите на баптистов они все хорошие и добрые, но не думаете ли вы что Господь за эту их хорошесть спустит им с рук всех тех кого они заманили в свои сети и предали отцу своему и отцу лжи?

          • Певец Караоке:

            — узнаете что сатанист, вы продолжите его считать хорошим? —

            А если узнаете, что золото испачкали грязью, продолжите считать его золотом?

            Отмоем, причешем, обратим в праваославие и свечником поставим. И станет хороший не вообще, а конкретно.
            В идеале так.

            Человек требует человеческого отношения. Вроде как простая формулировка…

          • Maximus:

            Ух ты, как сильно. А Вам вообще-то известно хотя бы то, что баптистов принимают в Православие вторым чином — через миропомазание? То есть, по крайней мере, крещение их Русская Православная Церковь на сегодняшний день признает именно за крещение?
            Уж если пишете о чем-то, потрудитесь сначала изучить вопрос.
            А то докатились — баптистов с сатанистами отождествлять начали.

            Специально подчеркну: я не считаю баптизм истинным христианством или равноспасительным с Православием.
            Но хоть немного-то ориентироваться в вопросе надо.

          • ЛЮДМИЛА:

            Вы действительно «не в теме», как сейчас говорят, Людмила? Или Вы живете не в России…

            Мне страшно стало… Вы открыли сезон охоты на инакомыслящих, на иноверцев, на не живущих в России?
            В таком случае, вы опоздали. Этот сезон уже давно открыт, Вам остаётся только присоединиться.
            Вот только чем охота закончится?

          • Ксения:

            Вот уж чего не ожидала! Попахивает профессиональным троллингом. Вывернуть слова собеседника наизнанку, приписать ему чудовищные намерения, которых и в помине не было, и заставить оправдываться и извиняться в том, чего он не говорил и не делал – избитый прием манипуляторов-профи. Упражняйтесь на ком-нибудь другом. Спаси Вас Бог!

          • Джак:

            я в курсе о крещении и о том что и священникам католикам принявшим христианство оставляется их сан, дело не в этом.
            Любой человек вне православия есть идолопоклонник, и я не в коем случае не осуждаю его скорее мне его жаль и когда я говорил о сатанисте я имел ввиду не 17ти летнего пацана которого можно причесать и свечником поставить.
            И когда я говорил о «хорошести» людей я имел ввиду что мнение одного человека о другом не значат ничего, имеет значение только то несет ли он в мир добро или зло, и прикрываясь овечьей шкурой волк!

          • Певец Караоке:

            — И когда я говорил о «хорошести» людей я имел ввиду что мнение одного человека о другом не значат ничего, имеет значение только то несет ли он в мир добро или зло, и прикрываясь овечьей шкурой волк! —

            Так это больше не с баптистам-сатанисам вопрос, а внутрь.

            Добро или зло мы принесем в мир, прикрываясь православием?

          • свящ. Роман Никитин:

            Прав Певец, с себя нужно начинать. Если будем являть пример христианской жизни, то люди будут к Православию тянуться, а не к баптистам. Может вместо пререканий в комментах, взять, да и помочь знакомому открыть для себя Евангелие, помочь соседу-инвалиду, пусть не ремонт в квартире сделать, а хотя-бы мусор вынести, да к первой исповеди подготовить и священника вызвать на дом.
            Да хотя бы, просто помочь расклеить афиши о православной выставке по городу , да распространить среди своих знакомых православную газету, подарить билет на ораторию «Страсти по Матфею» своему начальнику, сослуживцу или преподавателю.

  7. Maximus:

    «В этих своих постах Вы более христианин, чем в последнем. »

    Одно дело — думать и делать выводы. С высказываниями митр. Илариона в отношении католицизма, действительно, невозможно согласиться.
    Но совсем другое дело — пытаться оказывать давление на священноначалие, и навязать ему «единственно правильный» (и, разумеется, «ревнительский» ) курс. А именно это стоит за высказываниями о том, что «нашу Церковь исподволь, осторожненько, но неуклонно ведут на сближение с католицизмом».
    Такие высказывания — это не критика в адрес митр. Илариона, а намек на некий масштабный «заговор», якобы существующий в среде «ренегатов-иерархов».
    Поэтому я не дискуссию и не критику призываю пресечь. А «ревнительские» попытки церквной «революции».

    • ЛЮДМИЛА:

      K Cryss…

      Cryss! Возвращайтесь с ваших мирных пастбищ!
      Костры инквизиции скоро потухнут,
      подул свежий ветер.

      • Моя бояться.

        А вообще подобные склоки здорово крушат мир души, он у меня и так хрупкий, так что все что его крушит должно быть отрезано.

        Моя опять ушел под плинтус.

    • Ксения Сурова:

      Уважаемый Максим! Откуда такая асимметрия? То, что относится к Вам — это «думать и делать выводы», то что ко мне — «пытаться оказывать давление на священноначалие, и навязать ему «единственно правильный» (и, разумеется, «ревнительский» ) курс», «намек на некий масштабный «заговор», якобы существующий в среде «ренегатов-иерархов». А уж «ревнительские» попытки церквной «революции» — вообще зашкаливает. Как написано – «ты сказал»…

      • Певец Караоке:

        Ксюша, ппростите что вмешиваюсь, но я про католиков (так как подруга католичка и я без ума от органов).

        Я скажу что думаю, а Вы уже решите подумать над частью этого, или нет.

        Я думаю что митрополит Иларион прав, что не называет католиков еретиками.
        Видите ли, нам сейчас ИМХО надо как-то пересекаться (не по конфиссиональным вопросам, больше по общехристианским) и на таких тревожных аккордах ничего не выйдет.
        Общей благотворительности не выйдет, общих акций против аботров и против запрета на ношение нательных крестов.
        Общих концертов (мечтаю о органно-колокольном концерте и верю в принциальную осуществимость этого).
        Как говориться, вместе мы веник.

        Само слово еретик очень оскорбительно, и надо просто понимать, что принципы проявляемые в бытовой жизни, в международной дипломатии не имеют ценности. Увы и ах.
        Не может тот же президент выйти и сказать откровенно, что он думает о США или северной корее (любой другой стране).
        Все мы на кухнях говорим одно, а в обществе другое.
        Можно сказать что Отцы, которых Вы привели, сказали так как нужно было сказать (это не исключает искренности).
        И вполне может быть что оба правы, но на разных уровнях.

        Я когда решал для себя вопрос ОПК, договорился до того (и правильно кстати), что на региональном уровне я против (как гражданин), а на федеральном «за» (необходимо потому что, только правино нужно вводить).
        Только дурак думает одинакого, имея в руках дубинку и пульт от межконтинентальной ракеты.

        Невозможно со всей совестью поднять вопрос о доверии митрополиту Иллариону. Нет причин сомневаться что он хочет пользы.
        Можно поднять только вопрос о правильности его действий как дипломата.

        И то что я так считаю, не отменяет ни Вашей правоты, ни святых отцов. Не провоцирует раскол.
        Считая католиков еретиками Вы можете принести свою пользу церкви.
        А можете ее принести вообще не зная значение этого слова (как многие).
        ___________
        p.s.
        Это все не говоря о том, что ересь должна обличаться на Вселенских Соборах, куда католиков должны сначала позвать, а потом выгнать с позором, как уже еретиков.
        (извините что так путанно написал, давно не высыпался. Если будут вопросы — уточню)

        Они еретики для нас.

        • ЛЮДМИЛА:

          мечтаю о органно-колокольном концерте

          Это не органно-колокольный, но может быть,
          Вам понравится.http://youtu.be/EILYzKbOfvI

          • Певец Караоке:

            Людмила, спасибо что нашли время поделиться.
            Но я к сожалению не смотрю видео (нет такой возможности сейчас).

        • Ксения Сурова:

          Вопрос простой и чрезвычайно непростой одновременно, смотря с каких позиций его рассматривать. С повседневно-бытовых – ничего проще. Никто не станет отрицать, что самые лучшие человеческие качества присущи людям, исповедующим католичество, в той же мере, как и людям любых других вероисповеданий. И орган я тоже люблю, и на концерты хожу, и имею небольшую коллекцию органной музыки.
          Но мы с Вами, я думаю, говорим о другом. Об Истине. (Признаю, пафосно. Но как сказать по другому?)
          Если по –порядку, о ереси – в понятии ереси нет ничего оскорбительного, это просто одно из многих понятий. Ересь (др.-греч. αἵρεσις, «выбор, направление») — в первоначальном значении совокупность богословских идей, противоречащих признанным канонам в церкви или религиозной общине догмату веры или не совпадающих с ним, и связанное с этим выделение из состава церкви новой общины. Католики нас ведь тоже своими не признают и величают схизматиками. Признайтесь, Вы сильно оскорблены этим наименованием?
          Дальше… Честно говоря я в растерянности. Формат блога, притом чужого, не позволяет особо растекаться мыслью по древу. Но если тезисно, в самой краткой форме… . Кстати, чтобы быть просто хорошим человеком, вообще не обязательно быть человеком верующим.
          Христос пришел спасти человека. Мы призваны к спасению своей души для вечной жизни и знаем (верим), что это возможно ТОЛЬКО во Христе. Был ли дипломатом Христос? «Не мир принес я, но меч». Сила – не мы, в виде веника, или каком ином. Наша сила – во Христе. «Аз есмь лоза, вы же рождие». Заметьте, не пучки, не фашины, а просто «рождие», но на лозе. Призывал ли Христос для исцеления больных объединиться гражданам Тира и Сидона с жителями Капернаума и Назарета? Единственным условием исцеления было – «иди и не греши больше». Не надо подменять Божие человеческим.
          Вся беда в этой подмене. Нас призываю объединиться для решения человеческих задач (для чего вовсе не обязательно быть вообще верующим человеком) и для этого объединения призывают признать равноценность партнеров в религиозном смысле. «Акто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».
          Будут время и силы, напишу еще. Пока остановлюсь.

          • Певец Караоке:

            — Призывал ли Христос для исцеления больных объединиться гражданам Тира и Сидона с жителями Капернаума и Назарета? Единственным условием исцеления было – «иди и не греши больше». —

            Ну вот Вы много хосписов ппостроили?

            Я говорю о конкретно бытовых вопросах.
            Может в мировой войне тоже не искать союзнников и не делать совместных учений, а только не грешить?
            _______
            Считайте что идет иинформационная война против христианства. Любого.

          • Ксения:

            Видите, я оказалась права. Всего в блоге не скажешь, тем более по такой больной и животрепещущей проблеме, а недоговоренности не способствуют пониманию. Ну ничего, было бы желание разобраться, а жизнь все расставит по своим местам.
            Про хоспис не поняла. Если Вы строитель и строите хоспис – мое вам почтение. Если, напротив, Вы ставите в пример католиков, которые строят хосписы, так их везде строят независимо от вероисповедания.
            А когда Вы говорите о конкретно бытовых вопросах, то причем здесь вообще вера и католики в частности? Мы тогда вообще о чем говорим?
            Если Вы рассчитываете найти в католиках союзников, то этим лишний раз подтверждается расхожая фраза, что история ничему не учит. Приведите пример из истории, что союз с католиками кому-то помог. Зато наоборот — пожалуйста. Один, навскидку — Константинополь вступил в унию с Римом, надеясь получить помощь против турок. И этот «союз» закончился завоеванием Константинополя турками. А был еще Данило Галицкий – слышали про такого?
            Как известно, католицизм зациклен на всевозможных социальных программах, накормить, одеть и т.д. Говорить о жизни вечной там считается дурным тоном. Не только консервативное большинство РПЦ, но даже часть церковных либералов заметила это явление. Так, профессор Алексей Осипов иронически заметил, что католицизм ныне живет по принципу, который противоположен евангельскому: «Ищите прежде всего, что вам есть, пить, во что одеться, а Царство Божие приложится вам»… Нужен ли нам союз с такой «церковью»?
            После 2 Ватиканского собора католицизм реально утратил, строго говоря, право называться христианской конфессией. В самом Ватикане давно играют в постмодернистские игры смешения добра и зла, иногда доходя до совершенно абсурдных антихристианских заявлений, противоречащих не только догматике, но и простому здравому смыслу. Например, в 2006 году монсеньор Вальтер Брандмюллер, глава папского совета по вопросам истории, и писатель Виттори Масури, оба — близкие друзья слывущего «консервативным» Папы Римского Бенедикта XVI, — публично провозгласили, что образ Иуды якобы стал жертвой «теологической инсинуации», которая послужила затем толчком к появлению и развитию пресловутого «антисемитизма». Они сказали, что намерены продвигать в массы идею, что Иуда Искариот не был предателем, а лишь «исполнял волю Божью». Это явно санкционированный ватиканской верхушкой шаг к прославлению Иуды. Конечно, ватиканской верхушке приходится пока еще маскировать свое манихейство «христианством», и поэтому иногда получаются совершенно противоречивые и комические заявления. Например, Вактикан официально всегда противодействовал внедрению контрацептивов. Однако явно давно их одобряет. И вот Бенедикт XVI «выдал», что презервативы использовать вообще-то нельзя, но если это сделают… проститутки мужского пола, то можно!
            А информационная война действительно идет и очень жестокая. Только вот католики нам в этой войне не помогут, а им наша помощь так и совсем не нужна. Читайте историю.

          • Певец Караоке:

            «Читайте историю.»

            Читаю. И не вызерки, не лекции и не цитаты, не псевдодуховные книги многих православных авторов, а нормальные источники целиком.

            И Вам советую.
            Меньше теорий заговоров останется на плаву.

            — А когда Вы говорите о конкретно бытовых вопросах, то причем здесь вообще вера и католики в частности? Мы тогда вообще о чем говорим? —

            А никто и не говорит о вере. Я лично говорил, об острых углах которых лучше не касаться.

            — Нас призываю объединиться для решения человеческих задач (для чего вовсе не обязательно быть вообще верующим человеком) и для этого объединения призывают признать равноценность партнеров в религиозном смысле. —

            Не равноценность, а самостоятельность. Большая разница.

      • Maximus:

        Очень просто. Это же не я заявляю о том, что «нашу Церковь исподволь, осторожненько, но неуклонно ведут на сближение с католицизмом…Причем делается это при громогласных заявлениях о верности православию.» И о «прогибании под католиков». И о «повтроении за иерархами», которое ведет к «поглощению католицизмом».
        Такие заявления — это совершенно прозрачный намек на «заговор иерархов», на что же еще?
        А ревнительски-революционные настроения за такими «теориями заговоров» стоят просто всегда. Это же просто совершенно необходимо, — «заговоры» «зловердных иерархов» разоблачить и «унию», которую они все сидят и втайне готовят, сорвать.

        Это вот — не есть внутрицерковная дискуссия. Это антицерковная пропаганда. Ее, конечно, оень удобно маскриовать под «мнение». Но суть все равно видна.

        • Ксения Сурова:

          Только факты. Без всяких заговоров, разоблачений и антицерковной пропаганды, которую вам очень хочется у меня увидеть.
          1. Создана и успешно трудится комиссия по составлению нового православного катехизиса, в которую приглашены католические (!) богословы.
          2. К преподаванию в православных учебных заведениях (к примеру Парижская духовная семинария, есть и другие примеры) приглашаются католики.
          3. Совместные молитвы православных с католиками стали обыденным событием.
          4. В «Основных принципах отношения РПЦ к инославию», принятых нашим архиерейским собором в 2000г, говорится, хотя и с некоторыми оговорками, фактически о равноценности католческой и православной церкви
          При желании этот список можно продолжить. Факты и пропаганда, согласитесь, вещи разные.

          • ЛЮДМИЛА:

            Читаю записи и размышляю- может быть и мне пора собираться на мирные пастбища?
            Ну не люблю я войну, не люблю фанатизм.
            А тут такая война умов, схватка интеллектов!

            Память возвращает в прошлое…
            В жизни моей было много скорбей…
            Стою в храме, перед образом Иверской Божьей Матери, прошу за сыновей своих,
            молюсь и слёз не замечаю. Подходит ко мне женщина и жёстко так говорит: «В церкви молиться надо, а не плакать.»
            Я ушла…

            Вспоминая всё это, хочу просить прощения у slovo. Простите, занесло меня.
            Сама переживаю.

          • Maximus:

            1.На какие источники Вы можете сослаться, что за богословы, какова именно их роль при составлении катехизиса? Озвучьте, пожалуйста.
            2.Относительно преподавания — и что? Опять же — что именно преподают? Догматику (при этом «зловредно и тайно» вводя свою ересь?)? Или что-то еще? А может, по таким дисциплинам, как социальная работа, миссия и много еще каким, как раз есть чему поучиться именно у них?
            3.Относительно «обыденности» совместных молитв = тоже, будьте любезны, конкретику: где, кто, когда молился. И желательно тогда уж не каких-нибудь отдельных либерально-диссидентски настроенных священников, а именно архиереев, раз уж о них речь.
            4. Цитату, пожалуйста. Где именно в «Основах» это сказано?

            Вот видите? Вы никаких фактов не приводите. Только одни общие слова, сдобренные многочисленными эмоциями. Предъявляйте факты, и тогда можно о чем-то говорить.
            А пока- это все именно пропаганда.

          • Митрополит Игнатий:

            To Maximus:
            Хватит об этом. Вспомни, как был наказан змей-искуситель.

          • Maximus:

            Да я вроде не искушаю… Ну хватит, так хватит.

  8. Инок Антоний Давидюк:

    Из службы свт. Игнатию: «Святии вси суть звезды небеснии, излучающии единый Божественный свет…» — стихира на литии — «…корабли, идущии к единей Божественной гавани.» Так Церковь воспевает в своём богослужении.

  9. Певец Караоке:

    Для разрядочки:

    катехизис Мурманской епархии МП РПЦ (2009 год было так, щас не в курсе):

    «католичество – это антихристианская неоязыческая религия, поклонение в которой ведется папе и богам-идолам, выдуманным католиками (с. 95),

    является разновидностью неоиндуизма (с. 69).»

    • Певец Караоке:

      Дворкин апплодирует стоя!

    • Ксения:

      В предыдущем Вашем посте нет кнопки «ответить», поэтому пишу здесь. Оттого, что человек закрывает глаза на неудобные вопросы, эти вопросы не исчезают. Но когда наконец глаза откроются, человек рискует оказаться совсем в ином мире. отличном от того воображаемого, в котором он так уютно устроился.
      Мир Вам.

      • Певец Караоке:

        И Вам салам-пополам. Не обижайтесь, я понимаю что вы искренне пытались меня спасти от унии. А искренность компенсирует многое.
        Пусть я непутевый, но Вам то зачтется и Слава Богу!

        • Митрополит Игнатий:

          Ну, молодец!

          Тебе нужно серьезно подумать о священстве. 🙂

          • Певец Караоке:

            В тишине все не против.
            А когда гонения начнутся, мало ли чего?
            Буйный же. Ко мне должен быть приставлен человек, который сразу напишет на меня куда следует, чтобы не успел всех опозорить.

            Вы понимаете о ком я.

    • Maximus:

      вах-вах-вах…. 🙂 🙂 За такову писанину нелепую автора бити нещадно да и батогов при том не жалети…

  10. Митрополит Игнатий:

    Ну, что ж, друзья, скажу и я свое слово. Старался не мешать тому, что происходило на блоге – полагал, что один из участников извлечет для себя пользу. Тем более необходимую, что сейчас – время Великого поста. Результат, к сожалению, оказался обратным: этот гость, вернее, гостья, только повредила своей душе. Хотя сама, как вижу, о том и не подозревает. Да, конечно, речь идет о Вас, Ксения. О вас.

    То, что я скажу, вовсе не следует рассматривать, как продолжение дискуссии о наших взаимоотношениях с католиками – тому будет посвящено несколько постов. Сейчас я обращаюсь к Вам, как пастырь, который увидел, в каком состоянии духовном Вы находитесь, и обязан о том сказать.
    Вы позиционируете себя, как человека православного и, видимо, в том глубоко убеждены, но это не так. Внутренне Вы далеки от Православия. Во всяком случае, сейчас.

    «Формат блога, притом чужого, не позволяет особо растекаться мыслью по древу». Верно. Но этот блог не просто чужой, он принадлежит иерарху Церкви, архиерею. И о чем же Ваш первый комментарий? Может быть это – просьба о благословении, что подобает делать православным христианам? Или обращение к владыке, с просьбой разрешить вопрос, который волнует и беспокоит Вас? Ничуть не бывало.

    Это обвинение. С него Вы начинаете, на его основе строите все Ваши рассуждения, оно определяет Ваше отношение к собеседникам. В том посте, где Вы появились, шел спор о значимости духовного творчества святителя для нас, современников. Но Вас это не заинтересовало, главное – его обвинения в адрес католиков. Из всего богатейшего наследия свт. Игнатия: аскетического, духовного, пастырского именно их Вы и выбрали. Хотя о католиках он пишет крайне мало.

    Собеседники – священники и миряне, люди церковные и только обретающие путь в Церковь – указывают на неблагополучие Вашей души. Указывают совершенно справедливо. И что же в ответ? Ответные обвинения, ни на чем не основанные. Несколько раз Вам предлагали отвлечься от обвинительной навязчивости, сосредоточиться на конкретной деятельности – милосердии, благотворительности. Никакого внимания. Вы просто не слышите того, о чем Вам говорят или не желаете слышать. И то, и другое весьма печально и опасно.
    Опасно тем, что обвиняя другого, человек, осознанно или нет, возвышает себя. Чувствует себя абсолютно правым. Не слушает, не слышит, не желает понять никого, кто думает по-иному. Это, как свидетельствуют святые отцы, в том числе и свт. Игнатий – признак гордости.

    Что сказать? Великий пост – время самоуглубления и исправления своих недостатков. Господь дал Вам возможность увидеть некоторые из них. И слава Ему за все, воспользуйтесь ею. После того, как Вы прочтете эти мои слова, испытаете великое искушение опровергнуть их, доказать свою правоту. Преодолейте его, примите вразумление, начните внутренний труд над душой Вашей.

    Если имеете духовника – обратитесь к нему за советом, если нет, вот Вам мой. Настрой на осуждение мешает Вам обрести любовь к ближнему, а через это и к Богу. Отвергните этот настрой. До окончания поста никого не осуждайте, а весь суд предоставляйте Богу. «Знай себя, и будет с тебя», — говорил один монах, а Амвросий Оптинский добавлял: «Никого не суди, никого не осуждай, и всем все прощай. И удобно спасешься».

    «Умудри Вас Господь», — так часто завершал свои наставления мой духовный отец, батюшка Иоанн (Крестьянкин).

Оставить комментарий к записи Митрополит Игнатий


Thanx: Ozon.kharkov