Молитва. Может просто начать хотя бы чисто с технических моментов?

С этого и начнем. Вернее, этим и продолжим.

Моисей. Восхождение на Синай.

 Но сначала несколько слов. Нам раскрыты переживания двух людей, которые имели опыт сердечной молитвы (и Иван Александрович, думаю, тоже). В Церкви такое встречается весьма редко. И не только по той причине, что я указал — опасность войти в состояние мечтательности и прелести. Просто подобное познается подобным и подлинные духовные переживания другого человека воспринимаются в меру той духовности, что имеем сами. А если душа черства, так и откликаться нечему. Но почти каждый из вас интересуется молитвой, а, значит, имеет живую веру, или хочет таковую обрести (пусть даже неосознанно). Так что, может быть, что-то и откликнулось… Однако, приступим.

 Молитва — это общение. Что-то совершаем мы, а что-то Господь. От нас потребуется: знание основных правил (и их исполнение), внимание, усердие, постоянство (те самые «технические моменты», им можно посвятить несколько постов). Духовные переживания, молитвенные состояния, благодатные ощущения — это даруется Господом. Каждому в свое время, как только это станет нужным и не принесет вреда. Не пытайтесь вызывать такие ощущения в себе самовольно. Это верный путь в прелесть.

Да, для нас молитва — труд. Длительный и зачастую нелегкий. Но ни на миг не сомневайтесь, что Господь рядом «во вся дни, до скончания века», Ему ведомы и наши силы и возможности. Бремена неудобоносимые не возложит; устанем, в изнеможение впадем — поддержит, а нужно будет, и на руки возьмет. После бури солнце ярче, за облаками небо просторнее, после испытания Господь ближе. А труд — тоже испытание.

Первое из основных правил — правило молитвы (или молитвенное правило). Каждый должен его иметь. Это те молитвословия, которые вы совершаете ежедневно, неупустительно, т.е. не отлагая и не упуская ничего.

Сюда следует включить молитвы утренние — в них просьба благословить все, что будет послано нам Господом в течении грядущего дня. Чтобы все совершилось в соответствии с Его святой волей. Вечерние молитвы тоже необходимы: это возможность духовно рассмотреть минувшие события, раскрыть перед Богом душу, покаяться в совершенных грехах. Есть молитвы, совершаемые в течении дня: до и после трапезы, перед началом учения и дела — они всем известны.

Но кроме того, в правило можно и нужно включать молитвословия дополнительно. Это зависит от многих причин: событий церковного года (посты, праздники), внешних обстоятельств, состояния нашей души. Мы молились о мире Иерусалиму, когда на Святой Земле лилась кровь, молимся по соглашению, когда кому-то из нас плохо (ПК по умолчанию), совершаем правило ко причастию. Читаем покаянный канон Господу Иисусу Христу, как епитимью от батюшки за совершенный грех, псалтирь при жестоких бесовских нападениях.

Здесь все индивидуально, «применительно», как говорил о.Иоанн (Крестьянкин). И для того, чтобы установить эту применительную часть в своем правиле, нужен духовник. Не старец, а духовно опытный священник. Который смог бы разобраться в вашей душе и во время дать нужный совет. В том числе и о молитвенном правиле.

И, для начала, последнее — молитва своя, собственная. Не от души святого (из сборника молитв), а от своей, своими словами. Она необходима всем: и новоначальным, и преуспевшим. Но о ней, если захотите — в следующем посте. А нет, так в следующем посту.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

19 комментариев к записи “Молитва. Может просто начать хотя бы чисто с технических моментов?”

  1. Владыка, соглашусь с Вами почти во всём.
    Правда, есть один момент, по которому хотелось бы услышать Ваше личное мнение.
    Я совершаю утреннее и вечернее правило таким образом:
    Читаю (примерно) половину общих молитв,
    затем пол главы (иногда по целой) Евангелия,
    далее Семейную молитву (собственного содержания),
    после чего 4 икоса какого-либо акафиста (а сейчас в посту по три ирмоса Великого канона).
    Хотя, могу прочесть все вечерние (утренние) молитвы, и пол главы Евангелия, но придется опустить Семейную молитву и часть акафиста. (Дело в том, что с нами вместе молятся мои дети — 10лет, 7 лет и 3,5 годика, и, конечно же, полуторамесячная Матронушка 🙂 которая вместе с мамой пытается бодрствовать, или, хотя бы, кушать (вместе с читаемой молитвой) молочко, поэтому не хотелось бы их перетруждать. А самому «домаливаться» — значит показывать детям, что они не входят в общую «малую церковь»).
    Как Вы, Владыко, да и Вы, дорогие блогчане, на это смотрите?
    Прошу (если мой «рецепт» не придет Вам по вкусу) — строго не судить…

  2. Ольга:

    В силу молитвы по-настоящему начинаешь верить после прочтения циклов рассказов о. Арсения. Хотя не раз силу молитвы испытывала на себе. Каждый в этом может убедиться сам. Если начал читать молитву, то это уже что-то значит, пусть она «механическая», путь она еще не идет от сердца, но ум уже начал ее воспринимать и Бог услышит ее по трудам нашим (чтение молитвы — это тоже большой труд). Не много времени отнимает молитва Оптинских монахов на начало дня, зато после нее на душе становится спокойно и день идет по-особенному. А если в течении дня читать Иисусовую молитву, то вся мирская суета уходит на дальний план. И с душевным спокойствием переносишь все тяготы наступающего дня.
    Своей молитвы у меня пока еще нет, но так хотелось бы. Пока читаю молитвы святых и из молитвослова.
    Владыко, Вы пишете «Здесь все индивидуально, «применительно», как говорил о.Иоанн (Крестьянкин). И для того, чтобы установить эту применительную часть в своем правиле, нужен духовник.» А где взять духовника, ведь в церковь не придешь и не скажешь «будьте моим духовником». Молюсь, чтобы Господь мне послал такого человека. Ведь очень много возникает вопросов и хотелось бы посоветоваться. Вот еще одна тема для наших бесед. Я думаю она будет многим не безразлична. Благодарю! Мира всем и спокойствия!

  3. Владимир Иван:

    А возможно ли вообще иногда заменять утреннее и вечернее правило другими молитвословиями? Например каноном или акафистом? Не всегда, но иногда. Создать своё «седмичное правило», скажем так?!

  4. Инок Антоний Давидюк:

    Молитва.

    Молю Тебя, Являющий спасенье
    Сгорающим в аду своих страстей,
    Взрасти во мне цветущее растенье
    Твоей Любви, дай Путъ Твоих путей.

    Чтоб наяву увидеть лики в лицах
    Без масок, без ухмылок, без гримасс,
    Чтоб научиться, как дышать, молиться,
    Не отводя от Света жизни глаз.

    Не отойти от алтаря служенья
    Отечеству небесному меня
    Сподоби, Господи, и даруй мне движенье
    К его вратам, от пропасти храня.
    2003г.

  5. в честь св. мч. Максима Перса:

    Спаси Господи.
    Слова «пост», «постов» во время Великого поста в статье звучит как то … неудобоваримо что ли. Чем » статья» или «запись» хуже?
    Простите меня за фарисейство и убожество мое.
    Всегда Ваш.

    • Митрополит Игнатий:

      Это тест на наличие чувства юмора.

      Который можно проявлять даже во время поста (но дозированно, применительно). 🙂

      • в честь св. мч. Максима Перса:

        Аминь, аминь.:-))

        • ЛЮДМИЛА:

          ПРУШИ́М (פְּרוּשִׁים, `обособленные`, `отдаленные`), в эпоху Второго храма — фарисеи; после разрушения Храма и в средние века — секта аскетов.

          Смелее было бы назвать своё имя!

          • ЛЮДМИЛА:

            Я надеялась, что блогчане дадут достойный
            ответ хамству. Но, увы…

          • А где там хамство? О_о

          • ЛЮДМИЛА:

            Может быть я что-то неправильно понимаю, но на мой взгляд, записи, под именем — Максим Перс, нельзя назвать корректными.

          • >Может быть я что-то неправильно понимаю

            да, наверно)

          • в честь св. мч. Максима Перса:

            Меня зовут Максим, на форуме митрополии есть даже моя фотография. Такой псевдоним в блоге я выбрал для того, чтобы говорить ответственно и для почитания памяти святого, в честь которого я был крещен. Мало кто помнит о св. мч. Максиме Персе Кордульском пострадавшем с Олимпием ок. 251 г. Я и сам бы не помнил, если бы в свидетельстве о Крещении моем не было бы написано.
            Тем не менее я виноват перед Вами. Зарекался не писать в сети во время Великого поста — не сдержался.
            Простите меня,Людмила, в Вашем раздражении и может даже гневе, простите великодушно убогого Максима.

          • Митрополит Игнатий:

            Пишите, Максим.

            Все, о чем желаете — пишите. И в пост, и на Светлой, и на всякое время, и на всяком месте.

          • в честь св. мч. Максима Перса:

            Во славу Божию.

          • в честь св. мч. Максима Перса:

            Спасибо за приглашение и, мню себе, благословение, Владыко.
            Но, без какого либо кокетства чтоли, признаюсь, что писать не могу. Так, что-то прокоментировать в сомнении, иногда меня заносит. Вот про молитву Ваши слова увидел и, не помолившись Господу, тявкнул. Как та известная Моська.:-)) Заслужил в чем то верный гнев Людмилы.
            Я сейчас больше читаю. Когда даст «..мне мысль благу..» — отпишусь.
            Всегда Ваш, убогий Максим.

  6. Митрополит Игнатий:

    К чему это такая кротость и сдержанность.

    Наверное, к посту. 🙂

    • ЛЮДМИЛА:

      К большому сожалению, кротость и сдержанность, не относятся
      к моим лучшим качествам, но я учусь, благо в моей жизни
      были хорошие учителя.
      Двадцать лет назад, Правящий Архиерей Литовской епархии,
      указал мне на черту моего характера (чрезмерную открытость),
      которая принесёт мне много переживаний. Слова его — на мне
      исполнились. Буду работать над собой.

  7. Митрополит Игнатий:

    Открытость и сдержанность — не одно и то же.

    Можно (и нужно) быть открытым и сдержанным. Но мой комментарий был адресован не Вам.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov