Петр Столыпин 100 лет спустя.

Сегодня в Хабаровске состоялась Всероссийская конференция «Социальная политика государства в контексте опыта реформ П.А.Столыпина». В рамках Столыпинских чтений, посвященных его 150-летию.
Ее организатор — администрация края. Участники — Фонд изучения наследия Столыпина, Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 150-летия, ученые, преподаватели, чиновники региона. Наша Приамурская митрополия.


Конференция проходила в доме приемов правительства края, что само по себе говорит о том значении, которое придается сейчас наследию и деятельности этого великого человека и государственного деятеля. Не пленарном заседании я делал доклад: «П.А.Столыпин и современные тенденции российского общества».

Каждый народ в своей истории проходит через некие «узловые» точки, которые в науке и политике часто именуются кризисами. Это моменты наивысшего напряжения его сил, обострения внутренних конфликтов, выявления проблем. Это моменты поиска и обретения стратегий дальнейшего пути. Народу верующему Господь посылает тогда Своих избранников, людей высокой нравственности, масштабного мышления. Таким и был на рубеже 19-20 веков русской истории Петр Аркадьевич Столыпин.

Такой человек и государственный деятель не мог, конечно, возникнуть ниоткуда. Столыпин укреплял тысячелетнюю русскую государственность,  которой служили не одно поколение его предков. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, куда входили Лермонтов, Толстой, Горчаков. С детства в нем воспитывались понятия человеческого достоинства, чувства долга, чести, патриотизма. Потребность жертвенного служения Отечеству.
Он получил прекрасное домашнее образование, свободно владел тремя языками, учился у Менделеева и был одним из любимых его учеников.

Время его служения оказалось крайне сложным: революция 1905г., крестьянские восстания, рабочие бунты, терроризм во всех проявлениях. Многие чиновники, опасаясь за свою жизнь, отказывались принимать высокие должности. С 1905 по 1911гг. на Столыпина было совершено 11 покушений, в одном из них погибли 20 сотрудников его дома, тяжело ранены два сына, а в последнем убит он сам. В таких условиях возникает огромный соблазн отойти, стать сторонним наблюдателем политических процессов. А они становились все более неуправляемыми, вели страну к катастрофическим последствиям.

Но он не отступил. Оставаясь практически в одиночестве, критикуемый со всех сторон, неизменно продолжал свое жертвенное служение. О людях судят по их делам, о делах — по результатам. Вот они:

— Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста, на пятое по объему экономики;
— госбюджет возрос на 60%;
— обеспечение крестьян землей и кредитами вызвали бурный рост сельского хозяйства;
— мощно осваивались Сибирь и Дальний Восток, за 5 лет сюда переехало 3,5 млн чел;
— за 10 лет население России увеличилось на 31,7 млн.;

Вот вывод европейских экономистов: «Если дела пойдут таким же образом, то к середине настоящего десятилетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так в экономическом и финансовом отношении».

Нужны ли нам сейчас реформы? Конечно. И опыт великого Столыпина может сослужить добрую службу в их разработке. Но здесь необходимо помнить один факт. О нем неоднократно говорит и пишет Святейший Патриарх: причина всех экономических, политических, социальных кризисов в головах и душах людей. Невозможно бороться с коррупцией только репрессивными методами: вода всегда обнаружит трещину, «пуля дырочку найдет». Только твердые понятия о долге, чести, умение слышать и следовать голосу совести, вера, в конечном счете,  являются панацеей от этой и многих других социальных болезней — социальной апатии, нигилизма.
Любые сверхнапряжения по преодолению кризиса связаны с жертвенностью, а откуда она возьмется, если нашего соотечественника с малых лет заставляют быть потребителем, искателем удовольствий?

Любые преобразования национального масштаба должны начинаться с созидания в человеке прочных духовных и нравственных ориентиров. Столыпин хотел видеть Россию великой. Мы хотим того же, но величие нации не измеряется объемом ВВП или золотого запаса. Главное ее богатство — вера ее людей. «Каким будет человек, такой будет и страна».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Петр Столыпин 100 лет спустя.”

  1. ЛЮДМИЛА:

    «ЛИТОВСКИЙ АКЦЕНТ» РЕФОРМАТОРА…

    Выдающийся государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин, премьер-министр и министр внутренних дел России, в течение сорока двух лет подолгу жил в Литве. Здесь он учился со второго по шестой класс в Виленской гимназии, c 1889 по 1902 год являлся предводителем Ковенского (Каунасского) уездного, а затем губернского дворянства. И позднее, будучи Гродненским, Саратовским губернатором, а затем и премьером России, свой отпуск он проводил в Литве. Здесь же появились на свет его четыре дочери и сын.

    В судьбе Петра Столыпина чрезвычайно важное место занимают три населенных пункта Литвы — Каунас, Кедайняй и Калнабярже, где рождались и проверялись на практике его многочисленные начинания.
    Итак, Каунас, Калнабярже, Кедайняй…

    На внутренней стене православной Преображенской церкви в Кедайняй помещена памятная доска со следующей надписью: «Расписан храм сей в память статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина вечными молитвенниками о нем в 1913 году при настоятеле протоиерее Антонии Лихачевском». Эта церковь была ближайшим православным храмом от Калнабярже, естественно, что члены семья Столыпиных, воспитанная в русско-православных традициях, стала ее активными прихожанами. Духовником Столыпиных являлся настоятель кедайняйского храма протоиерей Антоний Лихачевский. Он возглавлял Преображенский приход в Кедайняй более шестидесяти лет! Петр Столыпин знал и лю­бил о. Антония с детских лет. Этот батюшка часто навещел Калнабярже. Из года в год, когда Столыпины переезжали из Каунаса в свое поместье, к ним прибывал отец Антоний отслужить молебен и окропить комнаты дома святой водой. О.Антоний был необыкновенно начитан, обладал живым умом, и Столыпины всегда были рады его посещениям. Их семейные торжества проходили при непременном участии батюшки. После богослужений в Кедайняй Петр Аркадьевич обычно заходил на квартиру священника, и, случалось, они подолгу беседовали за чаем.

    Памятная доска Столыпину в Преображенском храме установлена не случайно и не только потому, что имя реформатора России само по себе вызывало повышенный интерес у тех, с кем ему приходилось общаться, но прежде всего потому, что Петр Аркадьевич показал себя как настоящий христианин, когда с родной церковью случилась беда. В 1893 году в церковном здании случился большой пожар. Собственных средств для ликвидации его последствий у общины не оказалось, и Петр Аркадьевич немедля организовал Строительный комитет по восстановлению храма, сам же его и возглавил. Еженедельно комитет собирался на квартире протоиерея Антония Лихачевского. Несколько раз Столыпин ездил в Петербург, где обращался за помощью в главный церковный орган – Священный Синод Русской православной церкви. В итоге литовскому просителю пошли навстречу и выделили на возобновление пострадавшего храма семь тысяч рублей. По просьбе Столыпина отрядили кое-какие средства и московские благотворители, и со временем Кедайняйскую церковь восстановили.

    Когда в 1896 году при Преображенском храме было создано Попечительство, то председателем избрали Столыпина, справедливо надеясь, что он не обойдет своим вниманием нужды прихода. Когда же в 1902 году в Кедайняй организовали Православное братство, то Петр Аркадьевич стал почетным его членом, и оставался таковым до конца своей жизни. И хотя служил он впоследствии в Гродно, в Саратове, в Петербурге, но практически каждый год в летнее время он обосновывался в Калнабярже и, само собой, посещал родной храм в Кедайняй. Символично, что и в свой последний в жизни маршрут до Киева, где в городском театре его настигла пуля террориста, он отправился от Кедайняйского железнодорожного вокзала.

    …Прах министра-реформатора был захоронен в Киево-Печерской лавре.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov