Руки Эль Греко.

А руки на полотнах Эль Греко едва ли не выразительнее лиц.

Рассматривая оригиналы Его полотен, никак не мог отделаться от мысли, что все это мне давно-давно знакомо. И близко. «Сродни и впору сердцу моему». А потом догадался — ведь это же импрессионизм! Удивительно: прозрения художников конца 19-го века в испанском средневековье.

А руки на полотнах Эль Греко едва ли не выразительнее лиц.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Руки Эль Греко.”

  1. ЛЮДМИЛА:

    Многие искусствоведы говорят о том, что отличительной чертой уникального стиля Эль Греко считалось изображение рук на картине — он выбирал для этого сложный, необычный ракурс.
    Исследователь творчества Эль Греко — Т. Каптерева пишет:
    «Язык жестов всегда содержателен и необычен у Эль Греко. Иногда он кажется манерным, иногда имеет скрытое символическое значение, но чаще всего наполнен внутренним чувством, являясь средством выражения духовной общности людей. Жест у Эль Греко лишен активной энергии, это жест переживания, а не действия. Не случайно поэтому в нем есть что-то недосказанное, мгновенное или длительное, словно замирающее. Как странно, например, без всякого усилия руки держат различные предметы, не обхватывая их пальцами, а едва прикасаясь к ним.»

    Я попыталась определить, к каким картинам относятся 12 фрагментов.

    Первый фрагмент —Портрет монаха Ортенсио Парависино
    Второй фрагмент — Апостол Андрей Первозванный
    Третий фрагмент —?
    Четвёртый фрагмент —Святой Франциск
    Пятый фрагмент —Христос, несущий крест
    Шестой фрагмент — Апостол Павел
    Седьмой фрагмент —Святой Апостол Фома
    Восьмой фрагмент —Апостолы Петр и Павел
    Девятый фрагмент —Кавалер с рукой на груди
    Десятый фрагмент —?
    Одиннадцатый фрагмент —Стигмы св. Франциска } — одна
    Двеннадцатый фрагмент —Святой апостол Андрей } — картина

    «На последней картине, прижатая к груди святого Франциска, отмеченная стигматами, узкая кисть руки контрастирует с более стремительным и гибким движением правой руки апостола Андрея, поднявшего ладонь вверх в жесте убеждения или немого вопроса.
    На картине —» Апостолы Петр и Павел», руки апостолов образуют своеобразный узор, и, хотя жесты их не связаны между собой так же, как разобщены их взгляды, оба объединены общим внутренним переживанием.»

    Не знаю, удалось ли мне правильно определить картины Эль Греко, хотелось бы узнать ещё мнения.

  2. любовь:

    Совершенно не вызывают теплого отклика руки и колорит картин Эль Греко. Синюшные, коричневые, неестественно истонченные, колючие на вид — руки мертвецов…Увы мне…

    • Митрополит Игнатий:

      Синюшные, коричневые, колючие на вид — руки мертвецов

      Такое впечатление может возникнуть и возникает: даже самая хорошая репродукция не передает колорит (и, соответственно, настроение) оригинала. А здесь — не самые хорошие.

      Но дело в другом. Первое оригинальное полотно Эль Греко я увидел в Толедо, в храме маленького женского католического монастыря. Это было «Вознесение Марии» (т.е. Успение Богородицы). Очень большая по размеру многофигурная композиция была расположена в апсиде алтаря, довольно высоко. Как известно, в католических храмах иконостасы отсутствуют, и алтари от храма не отделяются. А в некоторых местах всем: и прихожанам, и паломникам, и туристам разрешается подниматься на алтарный помост, ходить в алтарном пространстве. Здесь тоже разрешалось, и потому я не упустил возможность рассмотреть картину поближе.

      Возникала сложная, смешанная гамма чувств-впечатлений-настроений. Такая, что и сейчас трудно поддается анализу: с одной стороны — скученная массивность фигур, тяжелые складки одежд, неестественно вытянутые тела, неестественные позы. Конечно руки, неестественно истонченные. Но в этой неестественности открывалась и неотмирность, и устремленность ввысь. Потом были другие храмы и музеи. Другие картины.

      Творчество Эль Греко — 16-й-17-й века. Конец и начало, соответственно. А это — эпоха доминирования «земного реализма» в иконописи и живописи: вспомним торжествующую плоть рубенсовских персонажей или психологизм героев Веласкеса. Точный, но все же земной, человеческий. Отсюда и предстояло гениальному художнику из Греции Доменикосу Теотокопулосу создавать стиль, который бы смог выразить в его полотнах небесное, реальности духовного мира.

      Да, фигуры его картин отличаются от тех, что явлены в иконах византийских и особенно русских, они не в Царствии Божием, не в Небе. Но и не на земле — едва касаются ее стопами, или не касаются вообще. Да, они лишены строгой иконной аскетичности, но вытянуты и истончены, как бы устремлены «от долу — горе». Да, эти картины выполнены не в обратной перспективе, но трехмерность нашего, материального мира сведена в них к минимуму. А стиль испанского грека позволяет видеть их одновременно в нескольких ракурсах.

      Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии. Это Википедия. С ней соглашусь.

  3. любовь:

    Благодарю, Владыко ! Комментарий смягчил впечатление, но не расположил к смотрению. На меня когда-то неотразимо подействовали руки Рембранта — «Блудного сына». Вошла в зал и вижу живые руки — кого-то кто-то обнимает. Ничего не знала о художнике, первый раз была в Эрмитаже. Где-то в сердце дрогнуло от того, как дрожат отцовские ладони на спине сына…40 лет тому назад…

  4. А руки — удлинились 🙂

  5. Павел:

    Осмелюсь предположить, что рассматривание произведений искусства, являющихся продуктом фантазии художника, одного рода с рассматриванием различных (вообще) красот. Поскольку, одна «картинка» отличается от другой лишь чередованием цветов, и зрелище пустыни точно так же заполняет взгляд, как и, допустим, «буйство красок зеленого мира в дельте реки Амазонка на закате»… Такие «картинки» оставляют в душе — впечатления, «услаждающие душу», и к ним душа — привязывается. В свое же время, эти «впечатления» будут «приведены на память», и душа — устремится к ним «по привычке», а там — не река, там — бесы. Отцы поэтому из келий не вылезали. А нынешние мнят пресыщение жизнью — Спасительным. «Не любите мiра, ни того что в мiре»… «Блажен, кто с юности сел в уголку, и — умолк»!
    Кто из нас это понесет? Мню, что — «имеющий Непрестанную». Что-то азъ о ней ничего у вас не слышал… В чем тогда Вера ваша?

    • Митрополит Игнатий:

      Что плохого полюбоваться «буйством красок в дельте реки Амазонки»? Это же творение Божие. Представится возможность — полюбуюсь обязательно.

      «Блажен, кто с юности сел в уголку и умолк»… Что было бы, если б Христос так поступил. Или апостолы. Или святитель Николай с Иоанном Златоустом. Ведь не молчали же, проповедовали, учили.

      Идите, научите, — завещает нам Спаситель. Нигде не нашел в Евангелии даже намека про уголок и отмалчивание в нем.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov