Нескучному саду о высшем светском.

Многие архиереи, рукоположенные в последние годы имеют высшее светское образование. Вы уже не первый год несете архипастырское служение, не могли бы Вы пояснить чем архиерею помогает высшее светское образование? Раньше чаще всего епископы имели только духовное, сейчас, кажется появляется другая тенденция? Не могли бы Вы поделиться собственным опытом?

Я оказался у врат Церкви уже взрослым, сформировавшимся человеком. Сформировавшимся и светской наукой, и не менее светскими интересами. За плечами к тому времени уже был физический факультет университета, академический НИИ, довольно длительное руководство лабораторией медицинской кибернетики, соискательство ученой степени.

В миру, кроме того, самостоятельно изучал философию, психологию, серьезно занимался искусствоведением, интересовался живописью, литературой. Тогда казалось, что это был просто интерес, стремление больше узнать о мире, в котором живу. Некий познавательный инстинкт, свойственный и животным. Постепенно стал обнаруживать за этим интерес к человеку, его индивидуальности, своеобразию взгляда на окружающую реальность. Своеобразию ее восприятия.

Первые годы своей церковной жизни провел в монастыре. И, когда соприкоснулся с глубиной и мудростью святоотеческой мысли, очень жалел, что столько лет потратил «впустую». Тем более, что святитель Игнатий (Брянчанинов) – в иночестве мой небесный покровитель — высказывал о науках светских вполне определенное мнение: «Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает… О географии, геодезии, о языкознании, о литературе, о прочих науках, о всех художествах и упоминать не стоит: все они для земли» (Аскетические опыты. Том I. Гл.53).

Возможно, так думал бы и по сию пору, если б не Господь, Который через Святейшего Патриарха Алексия призвал меня к другому послушанию – епископству. Да еще в одной из самых «миссионерских» епархий – Камчатской. Пришлось заниматься всем: катехизацией, миссией в ВУЗах, школах, сообществах СМИ. Нести слово о Боге, Его Церкви и вере людям разных убеждений, образовательного уровня, жизненного опыта. Словом, как говорит апостол Павел, для всех сделаться «всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9,20-22). Спасал, конечно, Господь, но всем для всех приходилось становиться мне, чтобы стать точным гласом «вопиющего в пустыне».

И вот здесь-то выяснилось, зачем Богу было нужно провести меня через занятия и увлечения светскими науками и искусствами. Это давало возможность говорить с людьми разных видов деятельности на их языке, находить для бесед общие темы. И, что важнее, ощущать некое внутреннее «сродство душ». И, что самое важное, оставаясь собой, христианином, архиереем, смотреть на вещи их глазами. А последнее, на мой взгляд, — основа той проповеди, что «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Когда встречался с врачами, не трудно было объяснить, как и почему греховное состояние души влияет на телесное здоровье, и что исцеление, потому, нужно начинать с исповеди и причастия. Подтвердить все это примерами из своего мирского и духовного опыта. После никто из врачей не возражал, когда предлагалось организовать в их учреждении домовой храм или поставить церковный киоск. Когда читал лекции студентам-филологам или искусствоведам, не составляло труда открыть им, что вся классическая литература имеет духовные основы, а русская – сугубо православные. То же и в отношении искусства. А занятия кибернетикой помогли освоить компьютер: и сейчас работаю в интернете, веду блог.

Кроме того, университетские преподаватели развивали в нас навыки самостоятельного, творческого, системного мышления, умение грамотно, точно формулировать задачи, распределять время, работать с литературой. Для управления миссионерской епархией, да еще вновь образованной, это было весьма кстати.

Каждому православному: и архиерею, и священнику, и мирянину необходимо нести слово Божие людям, идти и учить «все народы». На это нас благословляет Господь, к этому призывает Церковь. А светская наука (и высшее образование) в сем обязательном делании – весьма важное и полезное средство.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Нескучному саду о высшем светском.”

  1. Maximus:

    Да, это так: умение говорить с людьми на их языке — это очень важно и нужно, и не только для священнослужителей, но и для мирян. Потому что каждый христианин призван свидетельствовать о Христе тем или иным способом.

    Но я думаю, имеет смысл упомянуть еще и другой аспект. Само по себе познание и окружающего нас мира (естественные науки), и нашей социальной действительности (общественные науки), и внутреннего мира человека (психология), и даже самого процесса познания (философия) совсем не есть дело пустое или ненужное (и уж тем более нравственно ущербное). Познавая окружающий мир и себя в нем, мы познаем дело нашего Творца, самих себя и те пути, которыми Господь предлагает нам приближаться к Нему в этой жизни.

    Видимо, важный принцип в этом отношении дает нам ап. Павел: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.» (Рим. 14, 6). «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. » (1 Кор. 10,31).
    Таким же образом и мы, изучая Божие творение — мир и самих себя в нем — можем делать это для Бога, познавать Его безграничную премудрость, благодарить и славить Его, и через это открывать для Его действия свои души и приближаться к Нему.
    И вот он — путь, которым можно не через отвержение (как у свт. Игнатия), а через принятие светской науки приближаться к Богу.

  2. Владыка Игнатий, благословите новопоставленного!

    Я семинарист — заочник, с высшим техническим, да еще и разнообразный житейский опыт. И поглядывая на сокурсников, очников, читая вот такие статьи… А может интереснее выходит, когда в семинарию идет не молодой человек после школы, а сначала получивший некое светское образование, немного поработавший? Пусть сложнее его именно воспитывать системой, особенно если он заочник (а если семейный человек то сложно быть очником). Пусть он меньшему, быть может, в науке сможет научиться. Но осознанность выбора, но житейский опыт… Для научного богословия, это, наверно, минус. А вот для пастыря… вопрос то интересный.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov