Нужны ли человеку личные отношения с Богом? Ответ на предыдущий пост.

После того, как я открыл блог, на первое же сообщение, последовало много комментариев: не часто все-таки архиереи блоги открывают. В основном это были поздравления и добрые пожелания. Но был среди них один, примерно такого содержания: «Хорошо.  Но если он не сведет все к цитированию Златоуста целыми страницами».

Общение

Стало понятно, что от меня ждут живого общения с живым архиереем. А живой архиерей, он не должен прятаться за даже Златоустом. Он должен писать то, что сам пережил, о чем сам думает и что сам чувствует. Т.е. оставаться таким, какой есть, потому и блог мой вот такой. Возможно, кто-то ожидал большего или иного, и в конце концов блог ему наскучил. Многие перестали принимать в нем активное участие. Многие остались (судя по посещениям), но активно не участвуют. Кто-то участвует активно.

Потому ни святого Златоуста, ни иного святого отца старался не цитировать страницами. Но сейчас этому правилу изменю: на приведенный выше вопрос есть очень хороший ответ у свт. Феофана Затворника. В книге «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться».

Он пишет, что каждый человек нуждается в Боге и только в Нем и нуждается. Только к Нему и стремится. Далеко не всегда осознает, далеко не всегда идет, но, тем не менее… Но предоставлю слово самому святителю, итак, у каждого из нас есть тело, в каждом — душа и дух. Об этом, человеческом (не Святом), духе и пойдет сейчас речь святителя.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувству¬ет свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: 1. Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия. 2. Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести. 3. Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе — к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и про¬шу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от ангелов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Нужны ли человеку личные отношения с Богом? Ответ на предыдущий пост.”

  1. Maximus:

    Со свт. Феофаном именно здесь можно только согласиться.
    Но вопрос в том, как реализовать это стремление к Богу в своей жизни.
    Не знаю, насколько это часто происходит у читателей блога, но я, иногда встречая кого-то из друзей-православных, в ответ на вопрос «как дела?» слышу что-нибудь вроде «смиряюсь», «спасаюсь» и что-нибудь подобное.
    И в последнее вемя все чаще в ответ на это «смиряюсь-спасаюсь» хочется спросить: может хватит «спасаться» и попробовать начать жить? Многие из нас, православных, очень любят всевозможные брошюрки-«протоколы» типа «Как вести себя в храме?», «Как вести себя на кладбище?», «Как подготовиться к исповеди» и т.п. И вот раз мы так любим подобные издания, не пора ли уже написать что-то вроде «Как перестать «спасаться» и начать жить» (прям по Карнеги 🙂 ).
    А у свт. Феофана как раз именно на эту тему очень много. Он самым подробным образом расписывает именно этот «протокол» хриситанской жизни: как «спасаться». И в последнее время сам такой подход кажется мне в корне неверным…

    • Петр Пашков:

      Прошу прощения. А разве жизнь христианина не путь к спасению? По-моему, «жить» и «спасаться» — слова, которым надо было бы быть синонимичными для нас.

      Впрочем, возможно, я не до конца Вас понял. Если под «жить» вы имеете в виду, что надо бы как-то… Ну, культурно и общественно развиваться (книги читать и писать, музыку, стихи, в театры и музеи ходить, миром любоваться — словом «Скитаться здесь и там,
      Дивясь Божественным природы красотам
      И пред созданием искусств и вдохновенья
      Трепеща радостно в восторге умиленья «).
      То это, конечно, нужно. Но это спасению и не должно мешать. Так что…

      Если я что-то не так сказал, то пусть меня поправят.

  2. Maria:

    «И в последнее вемя все чаще в ответ на это «смиряюсь-спасаюсь» хочется спросить: может хватит «спасаться» и попробовать начать жить?»

    Кажется, я понимаю, о чем речь. Это когда нет искренности. Вернее, кажется, что она есть, а на самом деле театр.

    — ох, я такая грешная, такая прям! И с восторгом: грешнее всех!!!
    — (с кисло-сладким видом и вздохом): Господь попустил, что они чашки от нас попрятали…А мы — нашли!!!
    — смирения нет совсем…нет совсем…не знаю, что делать…

    А деликатные неверующие сотрудники смотрят и не смеются. Давятся.

    Получается, что не в изменении лексикона дело, не в джинсах или юбке…
    В искренности, честности, совести…
    Тогда не будет разделения на «спасающихся» и недоумевающих, почему эти «спасающиеся» такие…
    Будут те, кто нашел Истину, и те, кто ее ищет…
    А Феофана Затворника я люблю. И мыслей у него много хороших.

  3. Maximus:

    Я поясню.

    Именно у свт. Феофана, ну как-то наиболее отчетливо, что ли, прописан этот весь каркас-протокол-алгоритм-схема: что делать и как надлежит жить «спасающемуся». «Духовный регламент» такой (это вообще-то название совсем другого документа, но термин подходящий). Но это, конечно, есть не только у него. И у него еще без «перегибов» (в отличие от свт. Игнатия того же).

    Так вот в этом есть большой соблазн: втиснуть свою жизнь в эту схему, закрыться в этом регламенте, и жить так. И, не знаю, многие ли, но есть православные, которые так и делают: пытаются вместо своей жизни жить по такой навязанной схеме. Получается такой вот православный «человек в футляре». И оттого, что футляр — православный, только хуже. Мало того, что из этого все равно ничего не выйдет в итоге, но у них еще закрепляется мнение что это и есть духовная жизнь. А на самом деле — это всего лишь форма.
    Абсолютизация формы — вот в чем соблазн таких «инструкций по благочестию». И не только самой по себе формы, но еще и конкретных проявлений этой формы.

    И не то чтобы форма была не нужна. Она и неизбежна и необходима. Но именно как ограда, стена, которая не позволяет всем подряд выжечь и вытоптать то, что растет внутри нее. Но главное-то — не сама по себе стена, а именно то, что растет внутри, то, что живет. Задачам выращивания, задачам жизни и должна она быть подчинена, а не наоборот. И, в зависимости от того, в чьей душе и в каких обстоятельствах жизни вырастает эта жизнь во Христе, должна быть и конфигурация «стены» .

    А путь-то ко спасению — да конечно же это так и есть. Только путь этот должен быть своим и живым, а не маршировкой на плацу.

  4. Олег Рыжов:

    СПАСИБО за МУДРОСТЬ!!!

  5. Олег Рыжов:

    Максимус — 1-е Кор. 13:4-8 — Ода Любви…

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov