Почему теряется связь с Богом?

 В одном из комментариев прозвучал вопрос: «Нам так не хватает настоящих живых отношений с Богом. Почему  Сизифтеряется связь с Ним? Вот ходит человек в церковь, молится, причащается. Но… Не покидает чувство, что самое главное в твоей жизни не происходит. И это чувство с некоторой поры нарастает, как снежный ком и не дает покоя. Как жить с этим?»

Да, нам так не хватает настоящих живых отношений с Богом. 

Не хватает… очень не хватает…

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1,15), Он — Истина, Он — и путь к Ней, Он — жизнь и То, что наполняет эту Жизнь смыслом. По Своем воскресении Он заповедовал нам радоваться, потому что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф, 28,20).

И вот, кто с этим соприкоснулся хоть раз, пережил эту связь, а потом утерял ее, утерял вместе с нею, кажется и смысл существования. Не покидает чувство, что самое главное в твоей жизни, — общения с Богом, — не происходит. А зачем жить, если Бога нет в душе?

Нет, конечно, мы — христиане и понимаем, что жить нужно, и будем жить до тех пор, пока Господь не призовет. Но жизнь без света, без любви, без радости невмоготу, поэтому начинаем ходить в храм, или чаще ходить, причащаться, или чаще причащаться, устанавливать себе большие молитвенные правила, или испрашивать их у духовника. А Бога в душе нет как нет. И это чувство с некоторой поры нарастает, как снежный ком и не дает покоя.

Как жить с этим?

Об этом поговорим в следующе сообщении, а здесь попытаемся ответить на другой Ваш вопрос: «Почему теряется связь с Ним»?

А она не теряется, никогда не теряется. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20), — перед тем, как оставить землю Спаситель произнес эти последние Свои слова. И оставил — телесно, а духовно пребывает с нами неизменно. И ничто не может изменить Его отношения к нам, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8,38).

Но все же, почему не покидает чувство богооставленности… почему оно с некоторой поры нарастает, как снежный ком и не дает покоя? Ведь, если Господь со мной, я же должен это чувствовать, ведь так?

Нет, не так. Не всегда ощущается Его присутствие, и это происходит (или, вернее, этого не происходит) по разным причинам:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20). Обращаясь к нам, Бог  шепчет голосом любви, говорит голосом совести и кричит голосом страданий, но, чаще всего, первого не понимаем, второй стараемся заглушить, от третьего избавиться;

«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исайя 59:1—2). Здесь вторая причина: не может благодать Святого Духа пребывать в той душе, где господствует грех, где нет желания и стремления от него избавиться;

— завершился период призывающей благодати. В жизни каждого бывают такие периоды, когда Господь посещает такой благодатью (я писал немного об этом http://blogs.pravkamchatka.ru/wordpress/?p=289#more-289 ), а затем ею отступает, чтобы научились двигаться сами. Часто, чисто по-человечески, мы считаем: если Бог есть Любовь и Он рядом, то душа наша должна переполняться любовью, если Бог есть Свет, то светом, если Бог есть Спаситель, то душа должна ликовать от радости вечного спасения. Так и должно быть, если по-человечески. Но Господь часто действует по-другому: будучи всегда близко, никак Себя не являет. Трудно, невыносимо, а Он не являет, изнемогаем, вот-вот готовы упасть – а Его как бы и нет. А Он просто дает возможность самим выдержать жизненные испытания, преодолеть их. И укрепиться через то в вере, и в разум истины прийти. Самим.

— и еще: напомню известную притчу. Умирал человек, и в последние минуты ему представилась вся его жизнь в виде песчаной дороги к  безграничному морю. На небе мелькали картины из его жизни, и, после каждой из них, он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Оказавшись у самой воды, он оглянулся назад и увидел, что в самые тяжёлые и несчастные времена  его жизни только одна цепочка тянулась по песку. Больно стало, возникло дерзновение спросить Господа: «Почему Ты покидал меня, когда я больше всего в Тебе нуждался»?

«Да, — отвечал Господь, — в самые тяжелые времена на песке, действительно, оставалась одна цепочка следов. Но это были Мои следы: в те времена Я нес тебя на руках».

Часто нам, действительно, не хватает настоящих, живых отношений с Богом. Таких, которых хотели бы мы; в нашем понимании настоящих, в нашем понимании живых. Но Господь выстраивает их по-Своему, по-Божески: ко спасению каждого. Он Премудрый, и знает, как это сделать, Он всесильный, и может это сделать. Он знает всех и не имеет нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знает, что в человеке (Ин. 2,24-25). Потому Своим промыслом определяет путь каждого по его мере.

А все же, Как жить с этим?

К этому вернемся в одном из ближайших сообщений.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

23 комментария к записи “Почему теряется связь с Богом?”

  1. любаша:

    Значит, в ответ на тот дар призывающей ко Господу благодати, требуется теперь уже наш ответ, наши усилия навстречу? Теперь, в первую очередь, требуется наша повседневная личная устремленность к живому Богу? Наш труд?

    Если живому общению препятствует, в первую очередь, наша греховность, значит от нас требуется работа именно в этом направлении? Молитва как разговор с Ним, устроение каждого момента своей жизни по Евангелию, покаяние, когда это не так…
    Но если покаяние — тоже дар Божий, то что от нас? Наше произволение?

    Кажется уже слишком много вопросов, прошу прощения… )))
    Владыка, с нетерпением ждем продолжения.

  2. любаша:

    Сейчас у меня как раз очередной период, когда вновь притупляется эта живая связь. В Церкви уже около 10 лет, духовник в свое время предупреждал о таких особенностях духовной жизни, как период призывающей благодати Божией, и последующем нашем охлаждении. А предупрежден- значит вооружен.
    Сейчас, уже на опыте начинаю видеть, как это происходит. Правда, есть некоторые отличия. Проблема в том, что самое нестерпимое для меня как раз потеря чувства Живого Бога в повседневной нашей жизни. Духовник говорил о том, что богооставленность — это нормально, она может длиться годами. Но это же действительно страшно! Ничто не страшит так, как это. Страшно ребенку остаться без матери, ещё невыносимее остаться без Бога, без Христа, без радости…
    Любыми средствами, любыми путями всегда старалась и пыталась избежать этого.
    Этот страх богооставленности, это неправильно? И можно ли ее избежать? Или она всё же необходима нам в какое-то время нашей жизни?

    • Крисс:

      Господь на самом деле никогда нас не оставляет. Правда, может сделать свое присутствие тайным… но только по нашим грехам. Опасно думать, что если случилась богооставленность, то значит «так тому и быть потому что мне надо расти». В основе этого подхода все та же гордыня — экий я уже крутой, раз меня так проверяют))
      Грех, отвернувший человека от Бога, нужно вспомнить (иногда приходится долго молиться, просить указать где именно преступил волю Божью), признать и покаяться. И каяться до тех пор, пока Господь не вернет мир в сердце.

      • «Господь на самом деле никогда нас не оставляет».
        А как же слова Господа из 21 псалма «Боже Мой! Боже Мой! Для чего ты оставил Меня?» Мф. 27:46. А история с многострадальным Иовом? Из этих примеров видно, что не всегда именно греховность причина богооставленности…
        Думается, что духовник Любаше сказал так о богооставленности, что бы человек не впал в уныние. В этом состоянии велик соблазн вообще перестать искать общения с Богом.

        • Крисс:

          Или мой коммент застрял на премодерации, или меня аки ПК забанили на этом блоге.

  3. Maximus:

    Относительно труда и разнообразных «подвигов благочестия».
    При всем моем нынешнем неприятии «аскетического направления» в Православии, не могу не вспомнить два отрывка. Мне кажется, именно в них содержится ключ к ответу на поставленные Вами, Любаша, вопросы…
    А еще один отрывок — третий, сейчас, что называется, «нашелся»…

    «Нередко случается, что иные самонадеянные думают, будто не имеют никакой на себя надежды, а все упование свое возлагают на Бога и в Нем одном почивают своею уверенностью. На деле же не бывает так. В этом сами они могут удостовериться, судя по тому, что бывает в них и с ними после того, как случится им пасть как-нибудь. Если они, скорбя о падении, укоряя и браня себя, в то же время замышляют: сделаю то и то, следствия падения загладятся, и у меня опять все пойдет как следует, то это верный знак, что и прежде падения своего они надеялись на самих себя, а не на Бога. И чем скорбь их при этом мрачнее и безотраднее, тем обличительнее, что они слишком много уповали на себя и очень мало на Бога: оттого скорбь падения их и не растворяется никакою отрадою. Кто же не полагается на себя, но уповает на Бога, тот, когда падает, не слишком дивится сему и не подавляется чрезмерною скорбью, ибо знает, что это случилось с ним, конечно, по немощности его, но паче по слабости упования его на Бога. Почему вследствие падения усиливает ненадеяние свое на себя, паче же тщится усугубить и углубить смиренное упование свое на Бога; а далее, ненавидя непотребные страсти, бывшие причиною его падения, спокойно и мирно несет за оскорбление Бога покаянные труды и, вооружась крепким упованием на Бога, с величайшим мужеством и решительностью преследует врагов своих даже до смерти.» (прп. Никодим Святогорец. «Невидимая брань»).

    ****

    «Весьма развратился нынешний век, и весь стал преисполнен возношения и лицемерия: труды телесные, по примеру древних отцов наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется; хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований как ныне. И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет себя Бог. Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя.» (прп. Иоанн Лествичник. «Лествица»)

    ****
    «Действия Христовы рождаются изнутри глубинного созерцания, и только из глубин созерцания может родиться деятельность христианина. Иначе это будет деятельность, основанная на принципах: нравственных, богословских или любых принципах; но сколь бы ни были они истинны, прекрасны, справедливы, они не соответствуют божественной динамике, внезапной динамике небывалого, непостижимого, в чем именно характерно действие Божье. Мы, христиане, призваны жить на большей глубине, жить глубокой внутренней жизнью — но не в смысле обращенности на самих себя. Мы призваны уйти глубже этой обращенности, и самая эта глубина позволит нам вглядеться долго, спокойно, пламенно-чисто в канву истории, канву жизни и благодаря такому созерцанию, глубокому вглядыванию различить в ней след Божий, нить Ариадны, золотую нить, красную нить, которая укажет, куда Бог ведет нас среди окружающей нас сложной целостности жизни. И тут громадная разница между мудростью и человеческой опытностью. Опытность — результат прошлого, накопленный человеческий опыт; она обращена к пережитому, опыту более обширному, чем личный опыт, и делает выводы интеллектуально основательные, точные, глубокие. А мудрость поступает «безумно». Мудрость состоит в том, чтобы погрузить свой взор в Бога, погрузить свой взор в жизнь в поисках того, что я только что назвал следом Божьим, и действовать безумно, нелогично, против всякого человеческого разума, как нас учит поступать Бог» (митр. Антоний Сурожский).

    • Maximus:

      Да, и только там про «самонадеяных», «лицемерие» и проч. на свой счет не примите, пожалуйста! 🙂
      Я имел ввиду ловушки, в которые мы все можем попасть в своей духовной жизни (от нихже первый есмь аз 🙂 ).

  4. Крисс:

    Виктор, вы совершенно справедливо вспомнили эти два случая. Однако надо заметить, что это все-таки исключительные события, т.е исключения.

    Кстати, я не говорила что причина — в греховности. Я сказала «по грехам, отвернувшим от Бога». Т.е грехи против Бога, а не вообще падшее состояние.

    Так вот, из моего предыдущего сообщения следует, что _опасно_ считать богооставленность «автоматической» или «проверяющей». Потому что Бог будет ждать покаяния, а его не последует.

    пс: а что это за страшный красный фон появился

    • Петр Пашков:

      Полностью согласен.
      Лично у меня подобный период был только что. И иеромонах из Сретенского монастыря, у которого я исповедовался полгода назад как раз предупреждал, что по моим грехам я должен пережить этот момент богооставленности.

      • Митрополит Игнатий:

        Это не всегда по грехам происходит.

        Иногда это необходимо, чтобы соскучиться по Богу, начать искать его и найти.

        И вновь обрести радость быть с Ним.

    • на счет исключения это Вы верно подметили, ведь отсутствие грехов редкое состояние… Мне не совсем понятно, что Вы имеете в виду когда говорите грехи отворачивающие от Бога? Это что? Которые 7 (8) страстей? Богохульство? Сомнения в Его существовании и действии в мире и нас самих?

      Думаю опасно будет автоматически считать богооставленность как «проверяющей» так и «по грехам отвернувшим от Бога», это основное «плохое » слово — автоматически, тут, как Владыка сказал в нижележащей теме важно не фантазировать какими должны быть наши отношения с Богом. Да и покаяние процесс непрерывный и постоянный, с трудом представляю, как оно может закончиться.

      • Крисс:

        «Мне не совсем понятно, что Вы имеете в виду когда говорите грехи отворачивающие от Бога? Это что?»

        Когда тебе Господь говорит НЕ делать этого, а ты идешь и делаешь. Или наоборот (кстати, важно) — говорит делать а ты не делаешь. Разрешение на что-либо тоже своеобразная команда выполнить разрешенное.

        • Говорит голосом совести или Писанием?
          Делай что говорят и не делай, что запрещают, а не приведет богооставленность в таком состоянии к полному ступору?
          На самом деле завидую конечно такому общению.

          • Крисс:

            «а не приведет богооставленность в таком состоянии к полному ступору?»

            приведет. к полному.

  5. Иногда призывающая благодать настолько переполняет сердце, что изливается духовным ликованием от мысли о близости к Богу, стремлением к исполнению Божественных заповедей. Но враг наполняет сердце прелестным помыслом, мнением о себе, своем «достоинстве» принятия подобного действия Божия. От этого благодать уходит в одно мгновение, оставляя верующего один на один со своими страстьями, опаляющими сердце и мыслями о полной богооставленности. Могут пройти годы для того, чтобы разобраться в причинах такого «маятника». Но понять мало, что дальше…?

    • Митрополит Игнатий:

      Давно не встречались, Женя! Благодарю за внимание к блогу.

      Отвечу обязательно, а ты передай благословение Елене и деткам. Сколько вас сейчас?

  6. У нас пока трое детей: Святославу 10 лет, Марии — 6, Иулиании — 4. Дай нам Бог исполнить Ваше, Владыко, благословение, данное при отъезде.

  7. Александра:

    Добрый день, владыко Игнатий! Не хочу льстить Вам, но просто хочу отметить, что зайдя на ваш сайт, просмотрев ваши передачи и Богослужения, мне очень понравилось, что вы проводите службы без всякой напыщенности и с людьми ведете себя очень просто, чего, к сожалению, в наше время очень не хватает. Желаю Вам всего самого наилучшего и обильной помощи Божией!!!
    С уважением Александра из Казахстана, г. Алмата

  8. Любовь:

    Уважаемый Владыка! Спасибо за опубликованную тему, очень волновал этот вопрос, немного прояснилось, но много нет ответов как поступать. Низкий поклон.

  9. Леонид:

    Уж коль Он рядом, то скажу: «Я воздухом одним с Тобой дышу»! Твое дыхание во мне, и вот, я вижу, след один за мной идет! То Бога я в себе несу и чувствую что полон мой «сосуд», а это ощущение полноты вселяет веру — вместе я и Ты!

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov