…можно ли обходиться без него?

elderобязательно ли должен быть духовник, или можно обходиться без него? Что вообще такое настоящее духовничество, и как отличить его от поддельного? Как найти духовника? Как научиться жить без духовника, если невозможно его найти в силу разных причин (особенно это актуально для многих наших «медвежьих углов», я думаю)?
Да и много, наверное, и других вопросов есть из той же области.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

17 комментариев к записи “…можно ли обходиться без него?”

  1. Петр Пашков:

    Владыко, я так понимаю, вы предлагаете нам поразмыслить?

    • Митрополит Игнатий:

      Поразмысли. Буду рад.

      Но в данном случае я поставил это сообщение с одной целью: как постоянное напоминание. Почти нет времени, а вопрос важный, так пусть висит дамокловым мечом — глядишь, и смогу написать о своих соображениях в ближайшее время.

  2. наталья:

    Духовник нужен — обязательно.Пусть даже он будет далеко,даже если нет возможности встречаться,беседовать с ним так часто, как хотелось бы. Но без духовной поддержки,назиданий и молитв духовника сложно идти духовным путем. Потому что мы люди очень духовно ограниченные,немощные и при любом мало-мальском духовном чуде способны вообще рухнуть в бездну.
    А духовник молитвенник,он способен услышать ритмы твоего сердца,во взгляде наших бесед увидеть души наши. Где-то предупредить о недостойных поступках,где-то посоветовать как себя вести в тех или иных случаях…И главное он способен научить тебя стараться не делать зла людям и не комплексовать когда надо сказать человеку: «прости».
    У меня давно нет родителей с начала умер папа,потом мама и в один миг я почувствовало сильнейшее одиночество и холод мира,при все том,что рядом много друзей, родственников..
    Однажды придя в храм встала на колени и спросила Боженьку: «Скажи мне почему рядом много людей, которые жалеют, а я не чувствую в душе
    наполненности, уюта?».
    Прошло время и все произошло само-собой. Бог послал человека с которым можно поделиться самыми сокровенным. Это исповедь вдвойне.
    Он смог стать тем другом,которому можно позвонить в любое время суток и сказать:» Послушайте меня.»
    И с той далекой стороны уставший голос радостно ответит: «Ну как вы там, все нормально?» И это будет искренне,потому что сердце не обманешь. Потому что твой звонок там ждут ВСЕГДА,

    • Maximus:

      Пока у Владыки нет времени, видимо, дискуссия разворачивается сама по себе. Ну что ж, это тоже неплохо.

      Не соглашусь с Вами, наталья.
      Мне не кажется что духовник — это такой вот «донор», оказывающий духовную, а тем более, психологическую поддержку. Конечно, возможно, что человек от духовника получит и поддержку тоже. Но это — не главная задача, и не ради нее нужно искать духовника (если вообще нужно его искать).
      Главная задача духовника (IMHO) — это помочь человеку понять и увидеть волю Божию о своей жизни и в своей жизни. И помочь этой воле следовать.
      А поддержку, наверное, надо искать в первую очередь у Христа все-таки…

  3. slovo:

    Думаю Вы меня не правильно поняли. Духовника искать не надо. Надо искать дорогу к Богу и лучше когда рядом есть такой человек,который поможет увидеть эту дорогу.
    А духовник он действительно донор, но не психологический, а донор — носитель духа веры, в которую до встречи с Богом нам мало что понятно и известно.
    Я молилась и просила Господа о даровании мне Духовного человека, а не психологического помощника. Потому что сама на тот момент не обладала ни знаниями, ни опытом построения своей духовной жизни. Но очень нуждалась в этом.

  4. Петр Пашков:

    Прошу прощения, но я не уверен, что такой подход абсолютно верен. Духовник ведь не кошка и собачка, чтобы его «заводить».

    Это, конечно, шутка. Но хотелось бы и серьезно поразмышлять на эту тему. Если я сейчас напишу что-то не то, простите меня, пожалуйста, и поправьте. Я в духовной жизни разбираюсь очень плохо.

    Мне кажется, что духовник обычно не думает за своих духовных чад. Скорее, он может помогать разрешить те вопросы, на которые невозможно ответить самому.

    Возможно, в чьей-то духовной жизни не бывает подобных вопросов, но мне думается, что большинство из нас рано или поздно сталкивается с проблемами, решений которых в наших головах и даже сердцах нет. В каких-то конфликтных ситуациях в жизни или при важном, ответственном выборе случается, что мы не знаем, как поступить, чтобы не согрешить. Или, например, какой-то поступок уже совершен, но мы не уверены точно, верным он был или нет (ведь такое наверняка случается с каждым).
    И вот именно тут и нужен нам духовник. Человек, обладающий большим духовным опытом, более сильный молитвенник, наконец, просто старший. Он молится, читает святых отцов и находит (или получает от Бога) правильный ответ.

    Сами мы, конечно, можем тоже подумать. Но тут есть опасность: ну, допустим, решили мы, что наш поступок был правильным, а он был — греховным. Тогда на исповеди, получается, мы будем сознательно утаивать грехи. И это уже преступление, не имеющее решительно никаких оправданий на Страшном Суде. А я очень боюсь Страшного Суда и боюсь провести вечность в аду. Так что без духовника жить опасно. С другой стороны, такого священнослужителя, которому мы сможем ввериться, тоже найти непросто.

    Мне рассказывал знакомый семинарист, как они, будущие священники, решают для себя проблему отсутствия духовника. Один и профессоров посоветовал им «выбрать» своим духовным отцом одного из древних (лучше именно древних, а не недавних) святых, и повиноваться ему во всем. На все вопросы искать у него ответ и поступать согласно прочитанному.

    Разумеется, это временная мера. А вот как искать настоящего духовника, я не знаю. Знаю только, что без него нельзя.

    Вот так…

    • Maximus:

      «мы не знаем, как поступить, чтобы не согрешить. Или, например, какой-то поступок уже совершен, но мы не уверены точно, верным он был или нет (ведь такое наверняка случается с каждым).
      И вот именно тут и нужен нам духовник. Человек, обладающий большим духовным опытом, более сильный молитвенник, наконец, просто старший. Он молится, читает святых отцов и находит (или получает от Бога) правильный ответ.»
      Думаю, что это нельзя считать собственно духовничеством.
      Грех мы совершили или нет (или можем совершить) — это должен определить любой грамотный священник, ему для этого не надо быть духовником.
      А вот что требуется именно от духовника, так это умение с вопрошанием предстоять перед Богом за именно этого человека, и способность научить его самого предстоять перед Ним. И вот это совместное предстояние, именно и есть духовничество, мне так кажется.

      А что касается исповеди, то здесь все относительно просто. Исповедь — это и есть Суд Божий над нами. Можем представить себе, что мы уже умерли, и предстали на Суд перед Господом. И вот Он дал нам слово. Что бы мы Ему сказали? Вот именно об этом и надо сказать на исповеди. Потому что исповедь — это и есть такая ситуация, с той только разницей, что мы еще живы, и на этом суде еще стоит «секретарь» — священник, который фиксирует наше состояние.
      Поэтому я, конечно, могу начать перечислять, что, допустим, в прошлую пятницу съел кусок свинины и выпил сто грамм водки, отвлекся на вечернем правиле ровно 16 раз, прищемил дверью кота, обругал водителя поливальной машины и перешел улицу на красный свет… Могу. Но только в том случае, если я сам чувствую, что именно эти грехи именно сейчас лишают меня спасения, становятся между мной и Богом. Если я, стоя на последнем Суде перед Ним, буду каяться именно в этом… А если нет — то надо каяться в чем-то другом, существенном именно для меня и именно сейчас.

      • slovo:

        Умение с вопрошанием предстоять перед Богом за именно этого человека, и способность научить его самого предстоять перед Ним. И вот это совместное предстояние, именно и есть духовничество.
        СОГЛАСНА.

      • Петр Пашков:

        Я не совсем верно выразился, не смог правильно высказать мысль. Разумеется, грехи вроде поедания колбасы по пятницам или матерной брани, сомнения ни у кого не могут вызвать. Это грехи, и все тут. И от Богообщения они отделяют нас, так как христианин такого в принципе делать не может. Не должен.

        Речь шла о более тонких материях, о действительно сложных жизненных ситуациях, когда только человек, действительно совместно с нами Богу предстоящий, может помочь нам понять, какова воля Господа в данном случае. Условно говоря, в случае выбора между Законом и Благодатью, когда любой выбор кажется равно неверным, духовник — единственный, кто может нам указать, где в нашем случае закон, а где Благодать.

        P.S. Максимус, большое вам спасибо. Беседовать с вами действительно очень приятно. Вот. Извините за неуместную чувствительность.

        • Maximus:

          Петр, будем считать что Вы первый, кому приятно со мной беседеовать. 🙂 Остальной народ настроен более скептично. 🙂 Спасибо.

          «Я не совсем верно выразился, не смог правильно высказать мысль. Разумеется, грехи вроде поедания колбасы по пятницам или матерной брани, сомнения ни у кого не могут вызвать. Это грехи, и все тут.»

          Это у нас тогда еще две темы образуются 🙂 (бедный Владыка!).
          Во-первых, про исповедь. Я имел ввиду, что наша исповедь не должна быть каким-то шаблоном или трафаретным списком зачитанных грехов. Это всегда должна быть только наша исповедь, наша личная. Иногда в поисках разной греховной казуистики доходит до смешного абсурда, вроде таких странных «грехов» как «катание на велосипеде» или «ночью на кладбище пугала прохожих».
          Посмотрите вот здесь, у митр. Антония кстати: http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/antoniy_stupeni_01-all.shtml
          Скорее всего, Вам интересно будет.

          А во-вторых, про мясо. Пост как раз, самое время хоть поговорить про него. 🙂 Устав, по которому сейчас Русская церковь живет — это устав лавры св. Саввы Освященного. То есть палестинских монахов V в. И мне лично как-то не очевидно, что ограничения, принятые на себя монахами на юге в V веке адекватны для мирян, жителей городов, в северном климате в XXI в. Вопрос — достигают ли эти ограничения здесь и сейчас своей цели? Позволяют ли они отключиться от телесных забот и радостей ради более глубокого духовного сосредоточения? Или же соблюдение этих ограничений, наоборот, требует гораздо больших усилий, чем их несоблюдение? И в таком случае, следование Уставу становится вообще контрпродуктивным, как это модно сейчас говорить.
          Причем, опять же, само по себе ядение или неядение мяса грехом быть не может (если, конечно, не превращается в объедение). Мы можем говорить о грехе нарушения церковной дисциплины. Но и сами нормы этой дисциплины — не догма, а инструмент в духовной жизни. И, если этот инструмент в данных условиях не работает правильно (или работет, но не у всех и не всегда, или не работает вообще), то может быть его надо модифицировать или заменить чем-то другим? Какой смысл держаться просто за форму ради формы?
          Так что вот вроде бы простой вопрос — грех ли есть мясо в пост, в жизни тоже становится совсем не таким уж однозначным.

        • Maximus:

          «может помочь нам понять, какова воля Господа в данном случае. Условно говоря, в случае выбора между Законом и Благодатью, когда любой выбор кажется равно неверным, духовник — единственный, кто может нам указать, где в нашем случае закон, а где Благодать.»
          Вот здесь тоже, мне кажется, есть внутреннее противоречие. Помочь понять где воля Божия — это да, согласен, это дело духовника. Но если он указывает, раздает указания, то от него вообще лучше держаться подальше. Помочь понять и указывать — это прямо противоположные вещи.
          Настоящий духовник ищет вместе с человеком волю Божию о нем, находит ее, но никогда не толкает в спину, не приказывает.
          Возможно, я не вполне верно понял, и Вы как раз и имели ввиду первое, а не второе. В таком случае будем считать, что я просто подчеркнул этот момент. 🙂

  5. slovo:

    На исповеди НИЧЕГО не надо утаивать. Просто иметь духовника — это поддержка в духовной жизни. Например, часто говорят Господь стучится в наше сердце а мы не слышим. И хорошо бы,чтобы рядом был человек,который скажет: иди открой, Господь зовет.»
    У каждого свой путь к духовной жизни. Господь определил мне духовника,по немощам моим и слабостям. Спасибо Вам за диалог.Удачи!

  6. любаша:

    Интересные и полезные комменты. Наиболее склоняюсь к точкам зрения Петра и Максима.

    Но, думаю, что у всех участников обсуждения (и не только у них) есть потребность услышать слова Владыки.

  7. Любовь:

    Полностью согласна с Натальей, в духовной жизни без духовного наставника очень тяжело, постоянно допускаются ошибки

  8. Maximus:

    А вот еще на близкую тему: http://www.pravmir.ru/strax-poxozhij-na-roditelskij/
    Есть проблема? Есть. Проблема не только и может быть даже не столько нашего духовенства, сколько всего нашего церковного сознания и нашей церковной традиции.
    Соответственно такому сознанию и духовничество искажается…

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov