Журналу «Православие и современность». Сочетать несочетаемое.

— Но как это стремление к общению сочетается с тем, что святые отцы говорят: монах — это тот, кто живет для одного Бога?

Старец— Просто. И сложно одновременно. Просто объяснить, но сложно понять и, тем более, исполнить. Для себя ответ на этот вопрос нашел у владыки Антония, митрополита Сурожского. Он пишет, что, конечно, монах — это человек, который должен быть с Богом, но ведь Господь везде, все носит отпечаток Его присутствия. И, прежде всего, человек. Дальше владыка высказывает замечательную мысль: никто не может отойти от мира и обратиться к вечности, если не увидит в глазах ближнего сияние вечной жизни. Думаю, такое видение и нужно развивать в себе монаху, который несет церковное послушание в миру. Но, повторю, это непросто: в ком-то это сияние явно, видно многим, в ком-то скрыто глубоко внутри. А монаху-пастырю, кроме того, нужно помочь ему еще и проявиться. Такой внутренний свет вечности иногда называют еще образом Божиим.

Вообще же я думаю, что человек должен сохранять свою индивидуальность, и не стараться быть тем, кем он не является. Да, необходим аскетический повседневный труд, борьба со страстями, необходимо раскрывать и развивать в себе добродетели, Но — оставаясь при этом самим собой. И ошибка некоторых монахов, на мой взгляд, в том, что, уходя в монастырь, они создают для себя некую эклектику из образов великих подвижников. Да так и в ней и остаются: внешнее уподобление при внутреней стагнации.

— Вы избежали этого искушения?

— Нет. Ощущение, того, как неправильно, оно было всегда, но все равно делал: вычитывал междочасия, акафисты, телесные подвиги совершал…это поддерживало убежденность, что иду путем совершенствования. К счастью, в свое время  понял, что подвиг тогда хорош, когда приводит к смирению и любви. В противном случае он бесполезн и даже вреден.

И духовный наставник должен именно взращивать пасомого, создавать условия для его роста, а не искажать и подавлять индивидуальность. Помочь ему развиться в его собственную меру.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Журналу «Православие и современность». Сочетать несочетаемое.”

  1. любаша:

    Батюшка Иоанн, моли Христа Бога о нас…

    Владыка, спаси вас Христос. Помощи Божией во всём, и светлого Рождества!

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov