РЧ-2014. Святоотеческая психология.

После секции «Святоотеческая психология» ко мне обратились сотрудники ЖМП (Журнала московской патриархии) с вопросом:

Какие пастырские задачи помогает решить психология?

1364283287_ipuzzle-pieces

Те, что ставит перед нами Господь, наша Церковь и священноначалие. Иных не имеем. Спаситель создал Свою Церковь для людей. Кто-то из нас уже в этом ковчеге спасения, кто-то на пороге, кто-то ищет пути, или не ищет пока. А есть и те, кто воюет против. Так вот, четыре главных направления – образование (в широком смысле), социальное служение, работа с молодежью, миссия – это обращение, прежде всего, к людям нецерковным.

Нам, пастырям, в церкви в каком-то смысле проще: христиане имеют одну цель, стараются жить по христовым заповедям и святоотеческим канонам. Они видят в пастырях служителей Бога и своих духовных наставников, стремятся следовать их советам. Мы говорим на одном языке, мыслим одинаковыми категориями.

Но за церковной оградой картина совсем иная. И, главное, здесь иные люди – светские, от Церкви далекие. Которые зачастую не понимают и не хотят понять слово Божие, адресованное им через Его Церковь и Его пастырей. «В душе Бога имеют», Богом «интересуются», но необходимое посредничество Церкви отвергают. Не станем вдаваться в причины – их много, они разные.

В этих обстоятельствах приходится для всех делаться “всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9,22), с эллинами – эллином, с иудеями – иудеем. А это значит, по апостолу, уметь общаться и на том, и на другом языке. В наших условиях эллины и иудеи – это дети, спортсмены, преподаватели, умирающие больные, заключенные, воины, чиновники, семьи, люди пожилые, люди с нервными и психическими отклонениями. Наркоманы, игроманы, алкоголики. Рокеры, байкеры, экстремалы.

Такое общение предполагает знание людей, особенности их характеров. Можно не знать возрастной психологии, когда общаешься с воцерковленным ребенком: и родители его к беседе подготовят, и сам он бывает готов. Но для бесед с ребенком нецерковным она необходима. Не так важны знания проблем кризисов юности, если занимаешься в православных молодежках, но попытки без этого заинтересовать светскую молодежь заранее обречены на неудачу. У многих наших современников есть психологические особенности, сформированные интернет-пространством; их тоже нужно знать. Нести слово Божие больным, умирающим, зависимым – всем, обладая специфическими психологическими знаниями и навыками, значительно легче. И, как показывает практика, действеннее. При том, конечно, что главными здесь должны быть православная вера и евангельская любовь.

 Выпускники наших семинарий могут иметь богословские знания, они воспитаны и нравственны, но ориентированы преимущественно на внутрицерковную среду. Для секулярного общества они понятны далеко не всегда, да и им самим там, что называется, некомфортно. К миссии часто у них нет ни желания, ни вкуса. Много ли ярких, интересных проповедников выступает у нас по центральным телеканалам?  Много ли желающих?

Это первая и, на мой взгляд, главная задача предмета психологии в духовных образовательных учебных заведениях. Практическая психология может оказаться полезной и при оценке «профпригодности». Может оказать помощь в диагностике и преодолении проблем невротического и психического характера: не все наши абитуриенты обладают абсолютным психическим здоровьем.

Есть еще одна проблема, не менее важная. Сегодня я говорил о самоактуализации. Это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком, а современная психология рекламирует всеми доступными способами. Следуя ему, человек постепенно трансформируется в законченного эгоиста, со всеми последствиями: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3, 3-5).

Это проблема психологов, в том числе и православных, которые хотят и могут трудится в наших семинариях. Они «заточены» на теорию Маслоу (американский психолог, автор популярной на западе теории потребностей человека), и я сегодня говорил почему и как им необходимо избавляться от этой западной зависимости, искать с нами общий язык.  Священник не самоактуализируется – он стремится к Богу и ведет за собой паству. Он отец, а не лидер; он жертвует собой, а не превозносится; он любит, а не стремится к успеху

В качестве преподавателей мы приглашаем опытных специалистов из Санкт-Петербургской духовной семинарии. Есть светские психологи. Но в этом случае преподавание ведется в тандеме со священником, а сами они изучают святоотеческую психологию, знакомятся с основами аскетики, постепенно расширяя кругозор и выправляя мировоззрение. Так учимся общаться и наводим мосты. Польза обоюдная.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov