Журналу «Православие и современность». Будущие пастыри.

— Вы нередко появлялись там, где архиерея представить непросто: и с парашютом прыгали, и в походы с молодежью ходили…

— Что плохого в том, что архиерей находится со своей паствой? Если возможности1 есть и здоровье позволяет. В Петропавловске, действительно, мы с «молодежкой» (Молодежным православным движением – В.П.) и на вулкан поднимались, и в походы ходили, и в монастырях работали, и праздники вместе отмечали. Храмы строили, концерты и выставки организовывали, по радио, ТВ, через интернет проповедывали. И не только с молодежкой, но и другими прихожанами.

В Хабаровске в такой же мере этого делать не удается – гораздо больше послушаний. Ну, и потом — уже возраст: мне шестьдесят. Но с парашютом прыгал. С ребятами из молодежки и несколькими семинаристами. Предложил им сам; не заставлял, не провоцировал, просто предложил и смотрел на реакцию. Кто-то отказывался по принципиальным соображениям, а кто-то хотел, но боялся, не мог преодолеть страха. Вот таким мне хотелось помочь.

— Но почему Вам было так важно, чтобы они себя преодолели?

— Они же будущие пастыри. А это, прежде всего, жертвенность и любовь к пастве, к 4тем, кого тебе поручил Господь. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) говорил о необходимости малого доброделания – не великих подвигов, а ежедневных малых но важных для людей и Бога дел. Пастырю – постоянно преодолевать личные желания, полностью посвящать себя тому, что служит спасению паствы.  А для этого нужен навык, этому нужно учиться.

Часто в семинариях студенты ограничены в движении, физической деятельности. В их возрасте это может привести к печальным последствиям и для здоровья, и для будущего пастырства: привыкнут к благополучной, размеренной жизни – потом придется принуждать себя к миссионерству, другой активности. А пастырство из-под палки, а не по велению сердца… сами понимаете. Нужен молодым ребятам подвижный образ жизни.

В нашей семинарии, для начала я ввел зарядку: после сна 20 минут. Сначала им тяжело3 было. Но я не отступал: «Вы же будущие пастыри. Это значит, у вас будет приход, может быть, и не один. На дальнем востоке большие расстояния, придется посещать несколько поселков. Для этого необходимо и здоровье, и физическая подготовка». Поняли, согласились, затем раз в неделю стали плавать в бассейне. Раз в неделю — разные игры в спортзале. После этого и предложение о парашюте последовало.

Сейчас у нас есть своя футбольная команда, на равных состязаемся со светскими вузами, соревнования по настольному теннису проводим, да и много других спортивных событий в семинарии происходит.

— Воспитанию будущих пастырей посвящена и Ваша кандидатская диссертация по психологии. Что заставило выбрать такую тему?

— Тема кандидатской такая: зависимость эффективности пастырского служения от 2мотивационно-смысловой сферы пастыря. Пастырская мотивация, желание пастыря служить – главное в его деятельности. Нет этого, служение вырождается в ремесло: могила-кропило-квартира-кадило. И здесь очень важно, как осуществляется духовная подготовка в семинариях, как выстроен духовно-воспмтательный процесс. Полезно современным пастырям знать и основы психологии, владеть некоторыми психологическими навыками, уметь различать духовные отклонения от психических болезней. Знать, как вести себя в последнем случае. Сейчас вскрывается одна из главных проблем современности — профессиональное выгорание. У католиков и протестантов существует целая система коррекции этого состояния у пастырей, а у нас это не изучалось никак.

— Такое выгорание, на Ваш взгляд, неизбежно?

— Нет, я не могу сказать, что оно неизбежно. Православие обладает всей полнотой благодати, которая нас, немощных врачует и оскудевающих восполняет. Но в семинарию приходят люди из мира, а не послушники из монастырей, воспитанные там с малого возраста, которых коснулась благодать Божия. Приходят со множеством психологических, личностных дефектов. Бывает, мы растим из юноши священника, в уверенности, что все необходимые христианские основы у него есть. А он человеком еще не стал: не научился любить, не научился слушать людей, не готов быть отцом своей пастве.

Бывает, что в семинарию не приходят, а уходят: от мира, от своих проблем. Или хотят устроиться в жизни, безбедно.

 

— Как эта проблема решается?

— Решение, как я говорил, одно: четко и правильно выстроенный процесс духовно-5нравственного воспитания в духовных школах, отбор кандидатов при поступлении – не каждому дано пастырствовать. И в этом может оказать помощь практическая психология. Два года я этим занимаюсь. Думаю, не безуспешно.

Есть и другая сторона: некоторые преподаватели хорошо знают богословские науки, но методикой преподавания не владеют. Отсюда – неинтересные занятия, скучные лекции, плохая усваиваемость знаний студентами, потеря интереса к учению. Два года назад в нашей семинарии я ввел обязательный курс для всех преподавателей. Опытные светские педагоги и психологи обучают их методике преподавания, методам развития речи, памяти, активного усвоения знаний.

Кроме того, несколько раз в году мы приглашаем православных психологов для проведения треннингов общения, преодоления внутренних барьеров, развития креативности.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov