…доверяют и все.

Перепост одного комментария в моем блоге.

придя к неопротестантам, человек обязательно встретит общину. А у нас? В лучшем случае, общины только начинают создавать.

Конечно, не каждому человеку община нужна в принципе. Кто-то (вроде меня) с удовольствием вольется в близкую по духу общину, но и при ее отсутствии (как сейчас) прекрасно обойдется и без нее. Кто-то вообще «одиночка», и ему достаточно себя самого и Бога. Но кому-то община жизненно необходима, необходимы личные дружеские связи с людьми, общие дела. А у нас он в большинстве случаев вместо этого встретит старую советскую форму орагнизации церковной жизни в виде прихода, где каждый сам по себе. Естественно, невозможно с первого числа административным указом взять и создать общины. Их надо выращивать, выстраивать естественным образом. Но двигаться в этом направлении необходимо.

Или вот. У неопротестантов, по крайней мере баптистов и пятидесятников (исключая харизматов, у тех своя специфика), чувствуется определенный, и очень привлекательный (!) духовно-психологический настрой. Он не всегда явно выражается, но чувствуется практически постоянно. Я долго для себя не мог его сформулировать и осмыслить: что же это такое, пока не так давно не ухватил все же. А суть очень проста: они доверяют Богу. Вот так вот просто доверяют — и все. Этому их учат, видимо. А это доверие дает им способность оставаться мирными и радостными при любых обстоятельствах (это конечно общий настрой, тенденция, а каждый отдельный человек в тех или иных обстоятельствах может вести себя по-разному). Но тем не менее: видя человека, доверяющего Богу, хочется быть похожим на него. Это очень важно. У нас такого настроя гораздо меньше, просто намного. В основном, начитавшись отцов-асектов, более-менее «продвинутые» православные начинают концентрироваться на собственных грехах. Сам по себе и такой настрой тоже имеет право быть, но нельзя же делать его универсальным, далеко не для всех он подохдит. И вот когда человек, для которого он естественным и органичным не является, начинает накручивать себя на тему «якоже свиния лежит в калу», «какой я ужасный грешник-грешник-грешник» и т.п., то ничем хорошим для него самого и его духовной жизни это не заканчивается. В лучшем случае наступает тяжелый кризис с переходом к другомц более естественному настрою, а в худшем просто уход из Церкви.

И все это — и общины, и умение доверять Богу, естественно и характерно для мирянской духовности прежде всего, которой у нас-то и практически нет. И в этом видится фундаментальная проблема, одним из симптомов которой является успех сект. А вот пути создания такой мирянской духовности — вопрос большой, отдельный, но кстати и не новый и широко обсуждаемый…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

11 комментариев к записи “…доверяют и все.”

  1. Станислава:

    Думаю, что рассуждение правильное…

  2. Станислава:

    Только создавать общину не обязательно, просто быть более внимательными друг к другу в самой Церкви. Церковь ведь и есть община. В общении не забывать, что у человека есть не только дух, но и душа. И тело.

    От плача по грехам, действительно, можно с ума сойти, если он ведет человека к отчаянию и лишает его психического равновесия. Разве этого хочет Бог?

    А бороться, по-моему, нужно не с сектами, а за души тех поверивших в Бога людей, которые их посещают. Молиться за них, интересоваться, что они там нашли, как это делает автор вышеупомянутых строк. Может быть, даже беседовать с ними на обычные темы.

    По возможности даже не вступать в споры на богословские темы.

    Стараться самим не потерять Бога…

  3. дмитрий:

    Разрешите привести пример из нашего прихода, на мой взгляд на прямую связанный с данной проблемой, может в этом примере можно будет найти ответ на Ваш вопрос о пути создания такой мирянской духовности. Когда только образовался наш приход прислали нам священника , я бы не сказал что он был обладал какими-то сильными организаторскими, миссионерскими способностями. Но вы бы видели с какими глазами он встречал каждаго зашедшего первый раз в храм человека (даже если этот человек был нетрезв), иногда даже во время богослужения выходил к нему и разговаривал и каждый прихожанин это видел. Видел то, что каждый человек нужен Богу, видел что человек это ценность , видел любовь, и каждый старался на сколько мог подрожать этой любви. Приход наш умножался огромными темпами , это была семья. Тогда многие из сект перешли к нам , просто повалили , даже сектанские лидеры заходили на богослужения и смотрели , что же тут такое , каким тут «медом намазано».
    Человек заходя в храм искал там истину и он находил ее, видел это горение в священнике и этим он «заражал» других. Я что хочу сказать ,что от священника очень много зависит, потому что он лидер , учитель , образец, не это ли написано на его наперстном кресте « Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, …».
    Вы наверное заметили ,что я это написал в прошедшем времени, потому что мне есть с чем сравнивать. Писать про это не буду , но немножко для веса скажу ,за последнии 2,5 года крестилось примерно 600-700 человек , и никто из них не ходит в храм, с нами не остался не один человек. И это наша жизнь и наша боль, и от этого никуда не деться и этого не спрятать. Поэтому ни плакатами ,ни концертами ,ни миссионерскими программами не заманишь , если внутри не все ладно. Нужен ПАСТЫРЬ для мирянской духовности.

    • Анна:

      нахожусь в начале воцерковления, но по первым шагам полностью согласна,что, ПАСТЫРЬ сильно НЕОБХОДИМ,
      особенно на Камчатке
      после отъезда любимого всеми здесь и уважаемого Владыки Игнатия, по которому прихожане очень скучают), осталось пару «измученных» но никому ни в чем не отказывающих (в помощи духовной) батюшек, за которыми народ хороводом ходит, но таковых мало..
      к остальным подойти боишься-«сильно важные со стороны видятся», а если и подойдешь-то отругают и останешься думать- «что это было?»..) к настоятелю мужского монастыря проще съездить поговорить, а он и так сверхзагружен…
      а мы миряне (особенно новоначальные) хотим, чтобы с нами разговаривали, а не мимо пробегали- «лишь бы о чем не спросили»…..книги выручают,но тех кто читает..
      у нас проводится огромная работа по строительству храмов и социальная работа (это безусловно очень важно и хорошо, особенно проводимая работа мужским монастырем с детьми-сиротами, которые оказались государству не так нужны, так как Церкви)

    • Maximus:

      А у вас на приходе все изменилось, видимо, после того, как вашего священника куда-то перевели?

    • Митрополит Игнатий:

      Вспоминаю Диомида, бывшего епископа Чукотского, бывшего пастыря. Уж какими только восторженными эпитетами его не награждали поклонники: и аскет, и подвижник, и пастырь добрый, любящий. Естественно, чудотворец, естественно, бессребренник. Естественно, шли к нему, ловили каждое слово, приход умножался. Предупреждал их: смотрите, и недостатки есть у него; любит только тех, кто его превозносит; делает только то, что сам считает нужным — ни намека на послушание. Думаете, слышали? И слушать не хотели: так влюблены были. Результат известен.

      Потому к подобным характеристикам отношусь трезво: ведь таковые могут быть следствием привязанности или экзальтации. Критерий истинного пастыря вижу в одном: к себе ведет паству или к Богу. Через Церковь.

      • дмитрий:

        Дурных примеров конечно хватает спора нет, например взять общину кочетковцев и др., но и хороших примеров много , а определять кто куда ведет не возьмусь ,для меня это очень сложно , извините духовно хромаю на оба колена.

  4. Николай:

    Действительно, протестантские проповедники весьма активно изучали Писание для того, чтобы составить портреты различных повинностей перед Богом. Портрет супружества, портрет благосостояния и прибытка, портрет мирянина. И с этим они работают.

    В то же самое время, Православная церковь держалась не на познании и осмыслении истин, но на чувственном восприятии. Наподобие того, как ощущал один из принципов Православия и Христианства Святой Спиридон Тримифунтский в сравнении с мудрецом на первом Вселенском Соборе. Хороший духовник без дополнительного изучения материалов баптистов, может привести аналогичные портреты, и даже более красочные. Но вопрос в том, что духовник по большей части недоступен, либо мы не знаем как его найти. Тогда как в протестантских ветках существует община, приводящая новообращённых к духовнику.

    С одной стороны, действительно, пользуясь готовыми кальками, снятыми с писания, проповедник-баптист внушает человеку прописные истины: что он должен во всём довериться Богу, что он не должен переживать ни о чём, что муж обязан делать то-то и то-то, жена обязана делать это и это, что человек, зарабатывающий деньги, лишь исполняет роль распорядителя Бога, что нужно отдавать десятину… Я не так давно читал одну из статей баптистского проповедника на тему «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». Там приводилась история пастора, который смирился, его сложная ситуация никак не разрешилась, но переживать о ней он перестал. И я понял, что вера протестантов их не спасает!

    Действительно, когда овечку вводят в загон, разве другие овцы сами представляют её пастуху или сама овца интуитивно понимает, кто и куда её ведёт? Баптизм, протестантская ветка — это попытка загона склонить одну овцу на сторону пастора, потратить время этой овцы, которое она должна посвящать пастбищу Христову на то, чтобы для начала признать его. Баптисты веруют, но не трудятся, не прилагают усилий для спасения, а мы знаем: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

    Разве же писал ап-л Пётр: «Смиритесь под дружное блеяние паствы»?! Нет, он писал: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время», а значит, не надо форсировать его наступление созданием ненужных общин, смиряющих человека.

    Разумеется, Православие зиждется на почитании аскетизма тела и богатства духа, что не согласуется с библейскими портретами паствы и мирян. Но, для того, чтобы отойти от аскетизма к благочестию, нужно сделать доступными духовников: доступными и в минуты службы, и в часы ненастья. Именно духовник, как помазанный пастырь Божий может и должен ввести новую овцу в общий загон под жезл и посох Доброго Пастыря. Если духовники не будут доступны для проблем паствы, мы, глядишь, через десяток лет будем иметь в православных храмов одних отшельников и аскетов. И будет Православие состоять исключительно из Святых.

  5. Николай:

    Не поймите меня превратно, братья и сестры. Я не против общин. Но такие общины как у баптистов нам не нужны. Что толку вечно радоваться? Причём, радоваться не за Христа, а радоваться так, будто он, как вьючный мул взял все заботы наши и несёт на себе, когда мы можем веселиться в нашей общине. Вот община православная — когда каждый выбирает себе товарища по душе, когда каждый из нас помогает другому, горюет вместе с ним, если требуется, радуется, если придётся. Церковь — это не рюмочная, куда можно пойти и поговорить на богословские темы с незнакомым человеком. Община — это не клуб анонимных алкоголиков, где можно излить своё горе и возрадоваться. Кто не может прочувствовать единение в молитве с ближним своим, того не спасут ни православные, ни католики, ни баптисты, как бы он ни радовался. Я думаю, что нам не стоит прельщаться перспективами создания «психологически удобных» общин. Лучше помыслить об общинах, в которых люди помогают друг-другу, и где духовники всегда доступны, объясняя нам как стоит молиться, поститься и трудиться душой. Всё остальное, на мой взгляд, именно не вера, а доверие. Доверие, рождённая от недостатка истинной веры.

  6. любаша:

    Насчет серьезных и высоких аспектов, таких как особое доверие Богу среди сектантов, не скажу. Но сплошь и рядом (по работе сталкиваюсь, бывает) на вопрос, почему человек выбрал не Православную веру, одни и те же варианты ответа: в Православной церкви «посидеть нельзя», «скучно поют» «церковнославянский язык непонятен», «молитва за деньги, и свечи дорогие» и «вредные тётки кругом». Встречался ещё и экзотический ответ, что «православные в Церкви Евангелие не читают».
    Возраст «респондентов» — примерно от 20 до 70.

    Обычный нормальный потребительский прагматизм — пусть туловищу будет максимально комфортно, душе интересно и весело, при этом всё это абсолютно бесплатно и сразу — в центр всеобщего внимания (за ручки и в хоровод… Со стаканчиком поп-корна).
    А потом, поджав губы и со вздохами, начинается (у пожилых, в основном): вот, десятину опять платить, календари и книги покупать надо, на собрание за мной опять не заехали, и тд

    Обычный поиск выгоды. Подобное тяготеет к подобному, каждый находит веру «по себе». Редко кто действительно ищет Христа, а не верующий «кружок по интересам».

    ps. Кстати, само их восторженное представление о том, каким будет Царствие Небесное, меня иной раз содрогнуться заставляло. Вряд ли это то, что должно быть…

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov