"Война и мир" в БДТ.

Первый раз в жизни побывал в знаменитом БДТ — Большом драматическом театре Санкт-Петербурга.

20160130_185200


Режиссёр,  с которым мы знакомы ещё по Камчатке, поставил там спектакль по «Войне и миру» Л.Н. Толстого. Очень просил посмотреть,  если появится возможность. Возможность появилась: от Центральной до Северной столицы — ночь на поезде.


20160130_185214Спектакль о нашем современнике, жителе 21-го века и о его основной проблеме: войне и мире внутри себя. Между собой истинным и собой » на показ». Это идея режиссёра и её осуществление театральным коллективом.

В главной роли — Наташи Ростовой и ведущей — Алиса Фрейндлих с романом в руках. Она читает выдержки из книги, а актёры оживляют текст на сцене.

20160130_191054

Задача необычная, поэтому и спектакль необычный. Исполнители в шутовски-гротескных нарядах, грим, как у персонажей итальянской комедии Дель Арте, декорации — где разрушенные стены многоэтажки,  где больничная палата — предельно лаконичны.

20160130_195110

 С первой минуты спектакля говорят, разговаривают, движутся неестественно, на публику, с каким-то вызовом. И только, как отдушина, в моменты истины каждого героя подходят к видеокамере и тогда, на весь задник, перед всем залом открывается лицо-душа того, кто он есть на самом деле.

Да, жизнь «на показ» — наша тяжёлая проблема и наш тяжкий крест. Работа, внутренняя брань на годы. Если понимаем и готовы работать.

А в финале звучат Евангельские слова о жизни, бессмертии и любви. Как итог и условие победы во внутренней войне. В невидимой брани.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

11 комментариев к записи “"Война и мир" в БДТ.”

  1. nadezda:

    Владыка Игнатий,если можно ,расскажите пожалуйста — Вам понравился спектакль? Не показался ли он слишком прямолинейным , имеющем к произведению Толстого отношения очень отдаленное.Его было интересно смотреть?Как Вы относитесь к таким интерпретациям классики.

  2. serafim:

    Владыка, благословите! Вы описываете гротеск, шутовство, грим, но при этом, как психолог и знаток душ человеческих Вы поднимаете вопросы видения человеком своего падшего состояния и ведения духовной брани — до победы, торжества Евангелия. Невольно подумалось: такой бы спектакль в Хабаровске показать, а не тот, который предлагают нам посмотреть хабаровские афиши 16 февраля… Тоже грим, гротеск, эпатаж, страсть, искажение человеческого естества… Виктюк. «Служанки». Содом. Смерть вечная.

    • Митрополит Игнатий:

      Скажу откровенно: до того, что написал в блоге о спектакле, додумался не сам. Это — результат пояснений режиссера. После премьеры мы возвращались вместе с ним в Москву. И по пути обсуждали мои впечатления (вернее, недоумения) и его замыслы.
      По форме спектакль предельно прост. Но мне было трудно воспринять за этим смысл: к чему этот фарс? зачем эта клоунада? Каким образом это связано и может ли быть связано с Толстым?
      Как-то постепенно доходило, что великий писатель отражает человека таким, каков он есть: глубоким, противоречивым, мучающимся, радующимся. В нем идёт борьба между желанием быть честным перед самим собой и внешней необходимостью казаться «лучше». Об этом Толстой начал писать ещё в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности». Виктору Рыжкову (режиссёр) это открылось и в «Войне и мире».
      Затем была большая работа с актерами. Виктор побудил каждого прочесть роман (оказывается, никто из них его не читал), вместе ездили в Ясную поляну, много беседовали, спорили, погружались в текст и дух произведения. Это — встретиться с автором — метод Виктора. И в результате нашли: возвращение от «Я» кажущегося к «Я» подлинному возможно только во Христе. В Нем и смысл жизни, и гармония, и правда. И бессмертие.
      Однако, повторю, не до всего этого дошёл сам. Зрителю, не прошедшему пути такого погружения, как актеры, возможно ли такое? Не знаю.
      У кого-то читал замечательные слова: мало иметь талант, жить самому глубокой творческой жизнью. Нужно уметь раскрыть и то, и другое людям. Бывает так: душа автора богата, преисполнена глубоких и правильных мыслей, побуждений. А попробуй, найди переводчика!
      Хотя, конечно, и зритель должен быть готов, трудиться, размышлять. Давно все-таки не был в театре, отвык от его языка и условности.
      Виктор — ещё и педагог, преподаёт в школе-студии МХАТ. Смотрел постановку его и его ребят по Достоевскому. Понравилось. Пригласил их в Хабаровск. Обсуждаем детали.

      • Мария-Ольга:

        Дорогой Владыка! Несколько дней просто не устаю удивляться присутствию чуда в нашей жизни. Сначала Ваши впечатления, потом, совершенно неожиданно и против воли, музыкальный концерт, на который я так идти не хотела. Потом подряд две лекции, как говорится, «на тему». И вот все вместе складывается в интереснейшую систему – впечатление.
        У Вас: «Но мне было трудно воспринять за этим смысл: к чему этот фарс? зачем эта клоунада? Каким образом это связано и может ли быть связано с Толстым?»
        А вот что я услышала, как бы в ответ, в тот же день, в беседе молодых режиссеров: «современный молодой зритель, привыкший к скольжению вдоль его сознания видео-образов, с трудом, а иногда вообще не воспринимает текста. Ему трудно усидеть на классической постановке спектакля, он стремится «переключить кнопку» на перемену впечатлений. Потому мы стараемся не «прочитать» с ним вместе пьесу в декорациях, а «передать ему ту эмоцию, которую сами от нее получили». Наша задача – передать от «Я» к «не-Я», даже к целому залу «не-Я» ту гамму чувств, которую вызвало у меня, личности, прикосновение к творчеству того или иного писателя, будь то Чехов, Достоевский, Толстой.

        Мне тоже странно было, зачем нужно трогать таких гигантов, как названные великие. Неужели нельзя взять современную пьесу и поставить ее, хоть с ног на голову? Теперь мысль молодой режиссуры становится немного понятна.
        Затем возник вопрос о понимании, дошла ли эта режиссерская мысль до зрителя?

        Вы пишете: «зрителю, не прошедшему пути такого погружения, как актеры, возможно ли такое? Не знаю».
        Они отвечали чрезвычайно интересно, постараюсь передать смысл.
        Зритель, по мнению этих молодых и очень талантливых режиссеров, сейчас резко различается. Есть консервативный (я узнала себя), который ждет чего-то определенного – от названия ли, от декораций, стиля и манеры исполнителей. И такой зритель, если его ожидания не оправдываются, начинает нарочито зевать, выказывать недовольство и уходит после антракта. И есть зритель другой, чаще молодой, у которого сознание чистое, а вернее, пустое. Этот не читал знаменитые романы и пьесы по причине их «древности» или скучности. Он ищет смены впечатлений, кнопку переключения программ. У него сознание – что-то вроде игрушки «лего», некоторый набор понятий о себе, о том, кто он есть, часто не совпадающих с действительностью. И дальше пошло рассуждение, на 100 процентов совпадающее с моим впечатлением от музыкального концерта на Камчатке. В последнее время идет «расчеловечивание» человека и, соответственно, искусства – музыки в том числе… Искусство начинает становиться искусством для андроидов. Если идет речь о любви к героине, то достаточно сказать, что Он ее любит. Более говорить не нужно. Абсолютно подразумевается, что Она – красивая женщина, и этого достаточно. Не нужно описывать, как из-под ее наброшенной косынки выбивался непослушный локон и трепетал на ветерке и т.д. Это лишнее, Он ее любит и Она красива. И достаточно. А в той музыке, которую я услышала, я и этого не нашла! Это был виртуозно исполненный Грохот, в котором не было места человеческим чувствам. Трансформеры…
        То, что есть люди, которым открывается, как с этим злом справляться – замечательно!
        И еще одна мысль появилась связующая – это зло «расчеловечения» человека с такой последовательностью вводится в нашу жизнь, так программно воплощается, что нельзя не почувствовать холодную и злобную волю.

        Вот так как-то все сложилось в единую картину. Как маленькое чудо в повседневной жизни. Осталось только сказать: Господи, как же я тебя люблю!

        • Митрополит Игнатий:

          Очень интересно, как эти молодые режиссеры сами оценивают такого зрителя. И как сами относятся к тому, что и как им приходится для него делать? Они с этим согласны? Их это удовлетворяет?

          • Мария-Ольга:

            Очень старалась понять, ловила каждое слово. Это были Дмитрий Крымов (сын Анатолия Эфроса) и его ученики. Незабываемо радостное впечатление — видеть, как горят их глаза, как их все это интересует. Мне показалось, что конкретного ответа на вопрос не было дано. Один, совсем молодой, сказал, что к нему обращаются его молодые друзья, узнав, что он режиссер, обращаются с уважением: что смотреть? На какой спектакль пойти? И тут возникает пауза и общий смех — не знаю! С консервативным зрителем они на самом деле не знают, что делать. Жаль, не запомнила фамилию одного из учеников, который с улыбкой сказал, что уж пусть лучше будут у него в зале те, с совсем чистым сознанием, с ними ему даже легче. Пусть они не имеют опыта, не привыкли к декорациям и длинному тексту, но с ними можно пробовать, искать.

            Очень интересно было, когда Дмитрий Крымов немного рассказал, какие задания он дает в своей студии. Вот это нащупывание видео-образов!

            Несколько примеров. Нужно показать чувство — нежность. Как-то объяснить, что такое Библия — образом, как угодно. И нужно каким-то образом объяснить, Кто есть Бог.

            Честно говоря, если бы я получила такого типа задание, наверное, бы потерялась совершенно. А он рассказывает, что первая ученица принесла что-то вроде металлического блюдца, на котором была положена ветка винограда. Н-ну…можно принять как нежность. И вдруг он заметил, что все ягодки винограда очищены…Дальше не комментирует, но глаза у зрителей наполняются каким-то изумлением что ли? И у меня сердце слегка приостановилось.

            Вторая ученица показала круг и на нем четырехугольный камень. Дмитрий говорит: я вздрогнул…Книга? А если камень повернуть, на одной из стенок написано «СЫН». И цифры какие-то процарапанные.
            Информация к размышлению…Может быть, толчок к вопросам тем, кто больше тебя об этом знает, толчок к прочтению этой Книги?…

            Меня очень и очень интересовал ответ на третий вопрос. Здесь он говорит, что все это шло в студии, а девушка, получившая вопрос о Боге, позвала его в подсобку, попросила закрыть дверь и выключить свет. И реальный мир исчез, а они оба оказались под открытым ночным звездным небом. Ученица просто наклеила на стены и потолок фосфорную (какую-то светящуюся) бумагу — и все. Исчезла суета, предметность этой подсобки, а Небо открылось и с ними был Бог.
            Вот такими символическими средствами, наверное, они пытаются донести до зрителя ту самую эмоцию от прочитанного, от какого-то полученного знания, от открывшегося душе…
            И это, если с небольшой подсказкой, наверное, возможно воплотить в театре. А когда зритель научится, воспитается, он будет делать открытия сам, и это будет бесконечно увлекательно. Но это я уже делаю свои выводы, может быть, как всегда, слегка и заносит фантазия. Это как я поняла эти их искания.

  3. Мария-Ольга:

    Владыка, благословите! Спасибо Вам огромное за БДТ и описание спектакля, мысль начинает работать 🙂 Я консерватор несколько «акварельного» направления и не представляю, как бы отнеслась к такой интерпретации «Войны и мира»…но после Вашего и Серафима комментариев задумалась. Дель Арте…- жест, импровиз, ансамбль, комедия масок…действительно, интересно! Это еще Мейерхольд начинал это направление, кажется? А здесь, помимо режиссерской новизны, еще и тема затронута такая громадная. Да, хотелось бы увидеть.
    А я вчера по приглашению побывала на музыкальном концерте молодых музыкантов, где практически вся музыка американских авторов…Впечатление какого-то багрово-красного замкнутого пространства, грохочущего подземелья. Трансформеры…Кажется, если бы трансформеры могли чувствовать, эта музыка выразила бы именно их чувства. Технически безукоризненное исполнение безвыходности и грохота.

    • Митрополит Игнатий:

      В ответе Серафиму описал кое-какие свои размышления.
      Возможно летом Виктор и его талантливые ребята будут с гастролями в Хабаровске. Приглашаю приехать и посмотреть. Убеждён, это станет для Вас побуждением к новым литературным поискам и достижениям.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov