Говорить и сказать.

Мне трудно что-либо сказать о Господе.

Нет, не говорить, не говорить. А сказать. В чем разница?

Иногда, когда говорю,  я предлагаю собеседнику мысли и переживания других людей (в том числе и святых), облеченные в слова. Совершенно правильные, с которыми согласен.  Говорить, к примеру,  могу о свойствах Бога, Его качествах, природе, ипостаси, жизни, учении, о Его Церкви — о чем лаконично и во всей полноте повествует Святая Библия. О чем с такой духовной силой и убедительностью пишут святые отцы.

Иногда, когда говорю, предлагаю, а чаще навязываю себя — примитивный процесс самообнаружения.

images

А сказать, значит довести до сердца того, к кому обращаешься. И главным условием тому — собственный опыт: что сам пережил, перечувствовал, перенес. Если о любви Бога, Его внимании, доброте нечего сказать, лучше не говорить. Ведь любовь и доброта воспринимаются сердцем, и от сердца исходить должны.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

35 комментариев к записи “Говорить и сказать.”

  1. ЛЮДМИЛА:

    Владыка!

    Как бы Вы оценили этот рассказ, «говорить или сказать»?
    ********************************************************

    — Я был атеистом всю жизнь. Математик. Я и сейчас могу научно доказать, что никакого Бога нет, а из бесконечного количества вероятностей, вполне возможна вероятность спонтанного возникновения жизни и эволюции. Чисто математически доказуемо, хотя бы как один из вариантов, из бесконечного числа вариантов… Но суть не в том!

    И Саша вздохнул.

    — Суть в ином. Четыре последних года мы с женой провели в детском онкологическом отделении города Б. с нашей маленькой дочкой. Это страшный ад. Химия, облучения, лекарства, выпадение волос, медицинские клоуны, которым я был готов целовать башмаки за одну улыбку моей доченьки…

    Он вытер слезы. За оком пронзительно прокричала чайка.
    Подул ветер. Вечерело.

    — Но ситуация стабильно ухудшалась. А потом врач мне сказал, как у них это принято, что осталось ей пара месяцев.
    Метастазы в косточках у нее уже!

    Он сжал до хруста кулаки и отвел взгляд.

    — И тут врач мне говорит: «Рекомендую Вам последнее. Отвезти ее в Израиль. Там есть случаи полного излечения и на такой стадии». И мы привезли ее сюда.

    Он снова помолчал и продолжил:

    — Начали лечение. Время идет. И тут подумал я, осел из ослов: «Саня! А если вероятностей бесконечное число, то разве можно, гипотетически, исключить на все сто процентов, вероятность существования Бога?!»

    И понял я, что нельзя! Понимаешь?! Нельзя! Она есть. Кстати, мысль эта пришла ко мне в Иерусалиме! И вот как-то вечером иду я по старому городу. Я тогда часто туда приезжал. Бродил. Искал. И вот, когда я был на полпути между храмом Гроба Господня, Стеной Плача и мечетью Омара, я мысленно, впервые в жизни, начал молиться Богу! Я умолял Его спасти мою дочь!

    И тут раздался звонок моего мобильного! Меня набрал наш доктор, и сказал, что началось улучшение!!!

    Саша плакал. Он вытер слезы рукой и сказал:

    — Я не знаю в каком из храмов Бог бывает чаще. Но я знаю,
    что Он везде. И Он слышит.

    Когда он договорил, то снова заплакал. И вдруг к нам подбежала его дочка, выходившая поиграть на улицу с братом. На вид ей было лет восемь. Красивая, озорная, с копной густых русых волос. Она увидала слезы отца и закричала:

    — Папа! Папа! Почему ты плачешь? Я рядом. Мы играем у входа!

    • Митрополит Игнатий:

      Вы хотите знать мою оценку самого рассказа или той истории, о которой он повествует?

      Хотя, в любом случае, мой пост несколько о другом.

  2. ЛЮДМИЛА:

    Владыка!

    Я прочитала рассказ, незадолго до Вашего поста, и задумалась, связав его с постом, а как можно оценить этот рассказ —
    «говорить или сказать»?

    Вот кажется, говорит человек, переживший страшную историю,
    переживший сомнения, поиски Бога, и мне показалось, что в
    его рассказе есть, это самое — «сказать».

    Так ли это? Не могу дать ответа с уверенностью. Почему?
    Может быть потому, что тогда возникает мысль, что «сказать»
    можно, только пройдя путём страданий. А мне кажется, что это
    неправильный и опасный путь. Потому и задала вопрос.

    А историю оценивать не надо. Хотя, как их тут разделить?
    Слава Богу за всё, за скорбь и за радость!

    • Митрополит Игнатий:

      «сказать» можно, только пройдя путём страданий

      Я писал о том, что сказать можно от своего опыта. И нужно. А опыт — это не только страдания, но и радость, и переживание любви, и удивление, и отвращение и страх. И страх Божий. И отцовство, и сыновство.

      История, о которой повествует рассказ весьма человечна, трогательна. Сам же рассказ, т.е. форма изложения, мне не понравился. Не вдаваясь в литературно-психологические тонкости, приведу лишь несколько выдержек:

      — И Саша вздохнул.

      — Он вытер слезы. За оком пронзительно прокричала чайка.

      — Он сжал до хруста кулаки и отвел взгляд.

      — Саша плакал. Он вытер слезы рукой и сказал:

      Все это в тексте, объемом в один абзац.

      Кроме того, рассказ вполне предсказуем: со второго предложения второй фразы уже понятно, как он будет продолжаться и чем закончится. Можно было бы указать еще несколько обстоятельств, которые мешают мне в него поверить, но анализировать этот рассказ, нет необходимости, да и желания.

      Хотя, повторю, сама история, если она имела место быть, вызывает глубокое сочувствие.

  3. Михаил:

    Мне кажется о Боге не знает никто. Утверждение, что Православие единственно верно, теперь опровергнуто делами православных же иерархов. Исламские, католические, коптские, иудейские и прочие религиозные общины отныне восприняты патриархами православия братскими. Какое согласие у Христа с Велиаром? Вот и ответ — или можно сказать: «вот такое» или согласиться, что христианство променяло Христа.
    Это очень сильно отталкивает от христианства, от религии, от духовности и вводит в соблазн атеизма.
    Однако, есть люди, которые как известно все со грехом и все же к сожалению ложь, но ещё есть и факты. Приведу в пример три.
    Факт существования Христа допускает даже атеист В. В. Познер.
    Факт существования нематериального мира известен Эйнштейну, Тэсле и доступен к проверке поныне. Потому как, по тем же мотивам что гётевский Фауст, любой разочаровавшийся жизнью может повторить опыт Эйнштейна и Тэслы — вызвав духа. Они это называли столоверчением, мы сейчас никак особо не называем, но как видно по форумам, по прежнему практикуем.
    Третий факт это эмпирический путь каждого человека. Тут не важны примеры и рассказы о чудесах, озвучив их человек не окажется убедителен и не поделится, а только утратит. Факты этого уровня это личные чудеса, ответ на молитвы, эмоции, чувства, вера в силу добра, в силу правды. Тут личное общение каждого пожелавшего с создавшим его Отцом. Тут личные выводы, обеты и покаяния.
    Полагаю, все три факта — признание существования Иисуса Христа, признание существования нематериального мира и признание наличия личных отношений с Творцом и есть Христианство.
    Разумеется, как и логично выходит из ссылок на форумы и из учения Иисуса Христа, вызывать духов, путь опасный и нежелательный. Понять кто пришёл невозможно, паспортов на том свете не выдают, достаточно того, что у многих знакомые вызывали, да и форумы эти выглядят вполне убедительно. Так что самим практиковать это будет ошибкой, да и христианином (учеником Иисуса Христа) считать себя после этого будет не честным, а вот учитывать опыт пусть и негативный, но столькими исполненный считаю полезно.
    И всё же учение это лишь путь к Богу, но не Его детальное описание, потому что за наши десятки лет невозможно постигнуть и заключить в придуманный нами язык Творца вечности. Язык построен на образах. Каждому слову соответствует конкретное чувство, мысль, предмет или действие, но даже увидев Того, Кого не с чем и не с кем сравнить, невозможно подобрать описание и тем более загнать Его в доктрину конфессии. Так что после смерти нас всех ждёт откровение, а не логичный рассчёт по предполагаемым счетам. И Православие здесь в земном мире уместно как вектор, но не как собрание богоизбранников. Потому, чем меньше будет самовлюблённых, формальных говорунов паразитирующих на Библии, тем больше людей задумается об Истине. А значит не полезет развлекаться гаданиями, не свалиться в обречённости атеизма, не отчается, не полезет в петлю, не пойдёт на аборт.
    Вот, владыка, как сумел попытался сказать.

    • Митрополит Игнатий:

      Понятно и то, что’ Вы попытались сказать и почему. Но, по порядку:

      Мне кажется о Боге не знает никто.

      О Боге известно достаточно много: и Кто Он, и Какой, и какое отношение к нам имеет, и в каком отношении мы к Нему находимся, и в каком должны находиться… В общем все, что необходимо для спасения, даже более того. Из Библии.
      А святые отцы изложили все это применительно к индивидуальности каждого из нас: выбирай, кто из них по тебе и для тебя, и назидайся.
      Но Господь дал нам возможность познания не только о Нем, но и Его Самого. Опытно. В молитве и таинствах Церкви. Каждый церковный человек этот опыт имеет, каждому церковному человеку это очевидно. Потому и говорить о том много не следует: такого рода разговоры бессмысленны: лучше попробовать, каково яблоко на вкус, чем долго и подробно рассуждать о его вкусе. ))

      О связи истинности Православия с иерархией… Непонятна сама постановка вопроса, потому и писать о том ничего не могу: о чем рассуждать, если нет предмета для рассуждения?

      Об отношениях с иными конфессиями и религиями: они должны быть. Это очевидно. Какова их мера, степень, форма выражения? Общие направления заповеданы Церковью, достаточно прочесть документ «Об отношении к инославию» и все встанет на свои места. Есть и частности, которые нельзя предусмотреть никаким документом и которые решаются по-разному для каждого конкретного случая (можно ли пожимать руку, обняться, трапезничать за одним столом?..).

      И, наконец, последнее. Не нахожу ответа на один вопрос: имеете ли Вы, Михаил, моральное право обвинять иерархов в чем бы то ни было? Вы были среди них немало времени и не могли не видеть тех фактов, которые теперь ставите им (нам) в вину. Почему же молчали? Почему начали обличать лишь тогда, когда Ваш Владыка отказал Вам в общении? Что есть причина Ваших обвинений? Жажда правды или обида, вызванная оскорбленным самолюбием?

      Пока склоняюсь ко второму. Почти убеждён: если б Ваши отношения с Владыкой сохранились, не было бы этих обобщений об архиереях и Православии, и выпадов бы не было тоже. )

      И самое-самое последнее. Прочтите этот комментарий трезвенным умом и постарайтесь понять, зачем я написал его. )

      • Михаил:

        Владыка, с пониманием отношусь к нежеланию публичного обсуждения моих личных моментов, как говорится «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Вы лицо официальное и лучше знаете, что нейтрально или полезно для Вашего курса, что для него нежелательно. Это логично, на то и придумана премодерация. Поэтому, раз вторую часть Вашего ответа я комментировать здесь не должен, объяснюсь относительно первой. Так как саму идею ведения неформального блога митрополитом я очень ценю и возможностью свободной дискуссии пренебрегать не намерен. Разумеется, как следует из первых строк, не имею никаких обид в случае внесения купюр либо полных неразмещений, тех или иных моих сообщений.
        Не стремясь открывать что-то новое, своими банальными констатациями, скажу лишь, что комментарий свой основывал на анализе евангельских толкований святителя Иоанна Златоустого, полагавшего и что немаловажно подчёркивающего, что о Боге мы знаем лишь факт Его существования, совершенно не ведая относительно того, чтo Он есть по Своей сущности, в то время как обратное утверждение было присуще спорящим с ним еретикам арианам. Мне близко такое (как у И.З.) восприятие Бога и полагаю оно хорошо объясняет почему о Господе так легко «говорить», но так сложно (если вообще возможно) действительно, что-то «сказать». Учитывая, что с т.з. святителя Иоанна, даже херувимы и серафимы не знают Создателя, то получается, что именно «сказать» о Нём смог лишь Христос, что закономерно объясняется Его Божественной Природой Происхождения, однако и Он, как известно предпочёл объяснять аллегориями. Нам же остаётся лишь повторять и разгадывать Его слова, пытаясь самостоятельно отражать их на наши поступки и соотносить с поступками окружающих, принимая на этой основе решения, о выборе угодного Богу ответа на очередную провокацию жизни. Иными словами отличать зёрна от плевел, добрые плоды от худых, овец от волков в овечей шкуре, пастырей от наёмников и т.д.
        Извиняюсь если снова чем-то попадаю не в тему, манерой, формой или же сутью своего изложения, всё же общение наше пока лишь виртуально и признаюсь мне трудно почувствовать Вас, как личность и выработать корректный приемлемый Вам формат для общения. Как впрочем и передать свои собственные чувства, намерения и настроения. Надеюсь, это исправится временем.

    • Русский Церковнослужитель из Испанской Америки:

      Думаю что те кто критикует Церковь либо люди незрелые инфантильные, либо вообще просто демонические. Причем человек может иметь большие успехи в бизнесе или иметь пять детей, но при этом оставаться законченным инфантилом. Говорить плохо про Церковь и про Иерархов это наверное ровно тоже самое что поносить и унижать свою родную мать! Уж простите меня, Михаил, за мой плохой французкий….

      • Михаил:

        Если бы люди не мыслили критически, у нас по сей день бы «ведьм» на кострах жгли, а заодно и священников (вспомните протопопа Аввакума).

        • Митрополит Игнатий:

          Именно в этом случае и не жгли бы: зачем жечь, если никто критически не мыслит, если все согласны?

          • Михаил:

            Самая красивая в деревне — значит ведьма.
            Самый толстый — аналогично.
            Дети всех возрастов и т.д.
            Много читал про зверства средневековья. Здесь довольно подробно всё описано:
            http://www.livejournal.com/media/552722.html
            Если ссылку не станете публиковать, всё равно рекомендую Вам ознакомиться — есть над чем подумать, ведь всё творилось во Имя Христа!
            Потрясает то, как можно было дойти до того, что слова и поступки Человека во главу угла ставившего доброту, любовь, всепрощение, милосердие, сумели трансформировать до учения достойного А.Р. Чикатило.
            И не важно, что это католики, наш Никон во-первых был не намного лучше, во-вторых, мы тоже были «католиками» (в первом значении этого слова, да и в символе веры, по сей день в оригинале звучит то же самое слово) до великой схизмы. Важно, что это всё делали люди и были убеждены, что угождают таким образом Богу.

          • Митрополит Игнатий:

            Михаил-Михаил! Ну что же Вы везде и всюду видите противление себе или подвох? Что же Вы на взводе постоянно и в состоянии круговой обороны, постоянно готовы кусаться-защищаться? Представляю, какую тяжесть в душе удерживаете; создали там себе ад, мучаетесь, а расстаться с ним никак не желаете.

            Так вот Вам мой совет, не первый, кстати: requerda algunas palabras de oración muy conocida: y perdonanos nuestras deudas así como perdonamos a nuestras deudores y no nos dejes caer en la tentación…

            Asi que le deseo que no deje caer en la tentación y que libre del mal. Muy pronto.

          • Михаил:

            Спасибо, владыка!
            Признаюсь, что удивлён довольно точным описанием моего состояния. Полагал, что после нашей вчерашней встречи, стал ещё более неприятен.
            Про «Отче наш» понял. Ещё раз благодарю за доброжелательные интонации. Это редко, где можно встретить.
            Меня например выгоняли из сада с формулировкой «несадовский ребёнок», из платных уроков английского сказав что учить будут только если мама со мной сидеть рядом будет, из бассейна (прыгал с бортика) из школы, из техникума, из семинарии, из местного дома, из алтаря.

          • Митрополит Игнатий:

            Как долго у Вас все это тянется! Целая жизнь. (Кстати, а жизнь ли это?) Признаюсь, у меня бы не хватило сил такое выдерживать. Давно бы стал исправляться-освобождаться. ))

            Это редко, где можно встретить. — из того же настроя: мне все люди — враги (архиереи тем паче)!

            Подобное привлекает подобное. Становитесь другом для всех, и у Вас друзей много станет.

          • Митрополит Игнатий:

            А что касается моей фразы о сжигании, так она о другом совсем, это шутка на некое логическое противоречие Ваших слов. С их содержанием не согласиться невозможно. Их справедливость очевидна.

          • Михаил:

            Ой это я лишь малую часть упомянул)))
            Из больниц даже выгоняли — в детстве на две недели положили с сотрясением, через три дня выгнали за нарушение режима. Во взрослом возрасте перед операцией по экстирпации поднижнечелюстной слюнной железы, выгнали за то, что ночью в бильярд отлучился. В итоге только благодаря взятки зав.отделением через несколько дней положили обратно и платно провели операцию.
            Проще сказать отовсюду)) Но ни разу не убедили по какой причине. Просто давили авторитетом, возрастом, званием, штампованными табу, но никто не объяснил, что моя к примеру поездка в бильярд, чем-то повредила больнице и уж тем более, что это может быть основанием отказа в срочной жизненно-важной операции, ну и т.д.
            Мама только плачет всю жизнь. Это единственный минус.
            Вообще-то уже как-то свыкся с ролью изгоя. Христианам в таком статусе очень органично живётся — ведь само учение основано Изгоем. Потому не находя внятных обвинений в свой адрес, списываю всё на то, что гонения не обязательно означают виновность. Даже если все против, не значит, что все не могут оказаться не правы.
            Богом же очень избалован — жена яко лоза плодовита, хлеб на каждый день есть, враги удалены, крыша над головой присутствует. Грехи довольно серьёзные простились. Выжить удалось, когда убить хотели. Оттуда и силы. Как сказал Герман Стерлигов «с тех пор, как меня расконвоировали в Кабуле, мне невозможно испортить настроение» — вот у меня тоже было аналогичное сильное потрясение в жизни, после которого все вредительства воспринимаются комариными укусами.
            Но, жить в мире, где все хорошие и много друзей, конечно не отказался бы. Полностью последовать Вашему совету не смогу чисто физически, слишком много очевидного зла вокруг, от которого только и жди удара. Особенно этого много в казённых учреждениях, Вам незаметно, т.к. государство сейчас дружит с церковью, но с низов это ой как ощущается. Я вот дочке гражданство российское не могу оформить из-за крыс канцелярских. Сын гражданин, а дочка лицо без гражданства. Тем не менее, прислушаюсь к рекомендации и лично в Вас обещаю искать друга до победного, либо пока не прогоните.

          • Митрополит Игнатий:

            лично в Вас обещаю искать друга до победного

            Ответные смайлики: покрылся холодным потом, проснулся в ужасе… или что-то в этом роде. )))
            Le explico con celo y especialmente para usted: es una broma!

        • Русский Церковнослужитель в Испанской Америке:

          ГДЕ СОГЛАСИЕ И ЛАД, ТАМ И КЛАД — русская народная поговорка)

  4. ЛЮДМИЛА:

    Согласна с Вами. Спасибо за ответ!

  5. Любовь:

    Владыка! Прошу ваших святых молитв о тяжко болящих моих родственниках: Фотинии, Александре, мл. Александре ( девочка 4 лет). Очень тяжелая ситуация и я далеко от них могу только молиться и просить всех знакомых об этом же. Извините, не нашла другой возможности попросить, как здесь в комментариях ! Да хранит вас Господь, ваше Высокопреосвященство !

    • Митрополит Игнатий:

      Молимся. Завтра на Литургии вознесем сугубые молитвы.

      • Любовь:

        Благодарю, Владыка ! Трудности остаются, но родные находят силы их понести за ваши святые молитвы ! Благодарю за участие !

  6. Ася:

    Забавно представлять, чем закончились бы обличения Архиерея до того как…Вы , Михаил, из какой епархии?

  7. Василий:

    Дорогой Владыка, благословите.
    Прекрасно понимаю, о чем вы сказали в своем посте. Мне посчастливилось побывать на встречах с Вами в Хабаровске. В Вашей резиденции. Вечером мы вместе с Вам и нашими ребятами трапезничали и затем занимались изучением Святого Писания. Но ни как в школе, а просто беседовали. Размышляли на над вопросами, которые Вы нам предлагали обсудить. Особенно запомнился момент, когда мы разговаривали о молитве и Вы в ходе нашей встречи предложили нам выбрать любую молитву и, прямо сейчас, помолиться. Помолились. Наступила какая то торжественная тишина, именно тишина. Вы спросили: «Ну расскажите, что вы почувствовали?». Все ответили, что молиться легко. Что помолились «по настоящему». А почему?. Ну это дом, в котором живет Владыка… ну здесь «Бога больше». Ощущение, что Господь рядом с тобой находится.Я вдруг начал внимательно рассматривать комнату, в которой мы находились. Большой деревянный стол, старенький. Много таких же старых, но изящных стульев. Старая мебель. Не такая, которая стоит в нашем художественном музее, вся лакированная и радующая глаз. Обычные, оштукатуренные стены, темно — розового цвета. Старая люстра. Тяжелые зеленые портьеры, легкий белый тюль.Скрипучий паркет. Иконы на стенах. Что же наполняет эту комнату, почему здесь действительно физически чувствуешь присутствие Бога. В то время я не смог найти ответа на этот вопрос. И только по прошествии нескольких лет, я начинал потихоньку, в каких то деталях понимать, почему так.
    Помню мы трапезничали и когда уже надо было вставать из-за стола, один наш товарищ еще не насытился и продолжал трапезничать. Ел все, бутерброды, налил себе еще чая, конфеты «Ананасные», что то еще. Было понятно, что человек голоден. И все сидели и не вольно обратили внимание на эту картину… И вдруг, Владыка начал о чем то говорить, все начали отвечать и не заметно для всех трапеза естественно закончилась без всяких неловких моментов. Я вдруг понял, что такое «накорми голодного». Когда мы прощались, Вам Владыка позвонил, кто то из наших ребят и сказал, что не смог прийти на встречу, потому, что завтра экзамен. А вы тут же предложили всем вместе помолиться. И мы вместе, прямо по телефону, помолились. Ни каких слов о том, что у тебя все получится, верь в себя и так далее. Просто помолились все вместе Господу. И это было так естественно и правильно.
    А когда мы беседовали. Мы не видели Владыку, каким мы его видим на Литургии. Сосредоточенного, собранного, строгого, в первую очередь к себе. Это был просто опытный человек, который искренне делился с нами своим опытом. Объяснял, что то или иное в жизни происходит именно так. И что очень важно, этот опыт подтверждал опыт святых Отцов. А помните когда Паша решил с Вами поспорить. Так сказать Спор ради спора. Вы ему тогда просто сказали: «Павел не спорь со мной, я старше и опытнее тебя, просто прими это на веру». Как тогда все заулыбались. Потому что это слова были Родного отца к родному сыну. Спокойные, уверенные, добрые и простые. Идущие от сердца.
    И в беседах наших всегда чувствовалась искренность и сердечность. Простые слова человека, слова, которые понятны и доходят не только до ума, но и до сердца и запоминаются на долго. И мы могли говорить искренне то, о чем думаем. Я по своему роду деятельности могу об этом судить. Мне приходилось очень много проводить переговоров и «искусство продаж», в которых я поднаторел, дает мне право это утверждать. Я тогда действительно испытывал радость от того, что могу искренне выражать свои мысли. Говорить прямо без оглядки на какой то «результат».
    Важным для меня, стало то, что произошло со мной. Когда я пришел на первую встречу, Вы Владыка задали мне вопрос с какой целью я пришел. «У меня есть ряд вопросов, на которые я хотел бы…» Вы сделали знак рукой, что все понятно и… ну мол, ладно, ладно. Вроде как это не главное. Хорошо, давайте побеседуем…
    Через пол года наших встреч, я вдруг ясно и отчетливо понял то, что мы не разу не обсуждали те вопросы которые для меня были жизненно важны, но я получил ответы на все. Я просто это ощутил и мог каждый ответ четко и понятно сформулировать словами. Поразительно. Как это случилось я не могу до сих пор понять. Но это именно так.
    Почему же тогда мы помолились от сердца ко Господу, почему все мы тогда почувствовали присутствие Господа. Может быть по тому, что в этом доме исполняются заповеди Божии. Потому, что вся жизнь хозяина этого дома не словами, а сердцем и мыслию связана с Господом. Это то, чего лично мне до сих пор не удается сделать.
    Именно Сказать о Господе можно не только словами, но и делами. Когда видишь перед собой пример, как надо поступать в тех или иных ситуациях, казалось бы самых простых, начинаешь задумываться. Затем начинаешь понимать «как» надо делать, но не можешь. Начинаешь понимать, что ты действительно из себя представляешь как «православный христянин» и так далее.

  8. Василий:

    Я очень любил слушать на Воскресных Литургиях Ваши проповеди. Мне было искренне интересно то, о чем Вы говорили, обращаясь ко всем нам. Почему? Просто по тому, что я видел, что Вам, Владыка, можно верить. Вы не только говорили, но и поступали так, как говорили. Не сочтите это за лесть, это правда.
    И еще, если позволите, несколько строк. Когда мы с Вами начали изучать основы Аскетики, Вы рассказали о том, как один подвижник (к сожалению, не помню имен), решил посвятить свою жизнь борьбе со злыми духами. Пришел к старцу и рассказал о своем намерении. А старец начал молиться за него. Мол, ты даже не представляешь, куда ты дерзнул вступить. И после этого, подвижнику пришлось следующие 80 лет бороться. И борьба была эта не на жизнь, а на смерть. Я тогда только краешком успел прикоснуться к тому, что и мне хотелось бы…, но испугался конечно, когда дослушал историю до конца. Но с того дня меня тоже как то «придавило» по всем направлениям. И так хотелось поделиться с Вами по этому поводу. А вы меня как то и не замечали. А я все жду, когда можно будет с Вами поговорить. И вот на третьем занятии, когда Вы нас благославляли перед нашим уходом, Вы меня спрашиваете: «Ну как? Как дела то?» Я как выпалил, мол чего то тяжко, как то уж совсем придавило. А вы говорите, мол ни чего, потерпи и молись и мы за тебя помолимся. Не скажу, что все проблемы сразу решились, но на душе стало легко. И все трудности переносились как то легко. И было это от того, что я понял, что это нормально. Что так и должно быть. Уж не знаю об одном и том же мы с Вами тогда говорили, но я тогда понял, что это нормальный ход событий, что так и должно быть.
    В заключение хочу сказать, что действительно говорить о Боге можно, а Сказать от сердца к сердцу достаточно тяжело. А Вам Владыко я искренне благодарен, не только за искренность слов, но и за искренность тех примеров дел от Вас, которые мы видим. Я думаю, что нельзя ни какой силой воли заставить себя быть добрым, отзывчивым, искренне любящим. Если ты стяжаешь Дух Святый и он тебя наполняет, если есть в сердце твоем Господь – тогда дойдет Он и до сердец близких к тебе людей. Ну, до нас же дошел. Благодарю Вас Владыка.

    • Митрополит Игнатий:

      Василий, вот уж не ожидал увидеть тебя на своем блоге!

      Благодарю за добрые слова — такой сердечный подарок к Успению. И тебе от души пожелаю терпения в поисках Бога и неизменной решимости Его обрести.
      Если это будет, все остальное приложится.

      С праздником Успения Божией Матери!

  9. Василий:

    Владыка, поздравляю Вас с Праздником!!!

  10. Егор:

    Говорить и сказать большая разница, слушать и услышать тоже.
    Часто нас проверяют какими то призрачными успехами, большим самомнением. Нужно просить Бога показать тебе какой ты есть на самом деле и попытаться услышать что тебе говорят родители, жена или духовник.
    Часто это только через годы доходит до человека, какие слова ему не подбери.
    Люди ездят к старцам за духовным советом и помощью. Но если увидеть себя критично, на самом деле каков ты, обязательно возникнут вопросы и жажда слова. Если отнестись к этому с вниманием эту жажду сможет утолить по воле Божьей случайный прохожий который «ляпнет» Что-нибудь в тему, или проповедь в местном храме.
    нужно искать в себе потребность, щадить время свое и чужое.

    • Русский Церковнослужитель из Испанской Америки:

      Дорогой Егор! Как раз для того что-бы иметь способность «услышать», и желательно многое пережить в жизни, то есть «пройти путем страданий». У игумена Никона Воробьева, духовного отца профессора Алексея Ильича Осипова, сказано, что в наше время в основном спасаются только скорбями…

  11. Русский Церковнослужитель из Испанской Америки:

    Очень важный пост, для тех кто пытается вести духовную жизнь, пытается работать над собой…
    «сказать» действительно можно, только пройдя путём страданий, и это очень верно. Спаси Бог за этот пост.
    Потому что только из своего личного пережитого жизненного опыта, можно что-то донести до других, сказать другим..
    У преподобного Паисия Святогорца есть об этом, что в наше время многие говорит «великие истины», но на деле живут совсем по другому, и таким образом цена их слов не велика..

  12. Ирина:

    После прочтения книги святителя Луки Войно-Ясенецкого, на основе его автобиографических записей, я перестала рассуждать «на высокие материи», настолько велико было потрясение от пережитого этим святым человеком.
    Он молился, служил, лечил, нес скорби, этим и Сказал.
    Мне кажется говорения о Боге порой можно назвать суетой духа. Телом и душой суетимся, ещё и тут бы своих мыслей на пять копеек в космос отправить.))))

    • Русский Церковнослужитель в Испанской Америке:

      Думаю вместо » говорения» о Боге, нужно просто д о в е р и т ь Ему свою жизнь

  13. Елена Ивановна Шило:

    Это как слушать и слышать. Смотреть и видеть.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov