Ответ на предыдущий пост.

Некоторые читатели блога уже высказали свои суждения по поводу того, что произошло. Более или менее обстоятельно, более или менее категорично, но каждый, надеюсь, не из книг, а от души, из опыта своего. Посоветовал бы Вам прочесть их комментарии внимательно: кое-что, если не многое, может принести Вам пользу.

Что скажу я… прежде всего, что понимаю, как трудно в таком состоянии души следовать каким бы то ни было советам, даже самым разумным и безошибочным. Чаще всего здесь нужны не совет, а утешение, поддержка, доброе слово, взгляд. Нужно участие. Оно у Вас есть: пусть те люди, которые откликнулись на Вашу боль, далеко находятся от Вас — смотрите, какая география: от Хабаровска до Аргентины — Ваша скорбь им небезразлична.

Возможно, первые горькие чувства уже прошли или поутихли чуть-чуть, и можно немного подумать, как-то трезво оценить, что же все-таки произошло?

Предательство. Предательство… Это тяжелый проступок, тем более, когда его совершает священник. Обвинить человека в этом — значит взять на себя большую ответственность, тем более, если священника обвиняем. Не говорю: «Значит солгать (и священники — люди, со своими слабостями), — говорю: «Взять на себя большую ответственность».

Вот слова увещевания валаамского старца в ответ на жалобу одной паломницы по адресу своего духовника: «Не суди священника, он стоит перед престолом Самого Господа и одной слезинки на престол достаточно, чтобы простились все его грехи. А тебе, тебе сколько трудов понести нужно, сколько потов пролить для этого!»

Помню, как-то, еще будучи иеромонахом, в монастыре, «уличил» епископа в каком-то неблагочестии. Написал об этом письмо своему старцу, о. Иоанну (Крестьянкину), естественно в осуждающем тоне. И вот, получаю ответ: «Бойся, христианин, осуждать епископов. На них лежит ответственность за судьбы Церкви». Я уже был в священном сане, сам уже духовничил понемногу, а батюшка меня не диаконом даже, а христианином, мирянином назвал. Вот так «разжаловал» за грех осуждения. ))

Не берусь предполагать что-то определенное в отношении Вашей ситуации. Скажу из опыта: чаще всего, под предательством священника понимают публичное разглашение тайны исповеди. Еще скажу: это бывает очень, крайне редко. А чаще — другое, когда с амвона, во время проповеди, не называя конкретных лиц, батюшка говорит о тех грехах, которые мы ему исповедовали. Тогда кажется, что речь идет о нас… ну и со всеми последствиями, нашими душевными муками.

В том никакого предательства, конечно, нет. Во-первых, потому, что такие грехи могут совершаться и другими прихожанами, и, обличения батюшкины с назиданиями относятся ко многим, в том числе и тем, кто такой грех не совершил, но совершить может. Как предостережение. Есть замечательная книга о. Иоанна Крестьянкина — «Опыт построения исповеди» — лучшая для подготовки к таинству покаяния. Она — результат огромного числа исповедей, которые батюшка совершил. Но никому в голову не придет обвинить его в предательстве, в разглашении тайны исповеди.

Возможно, у Вас со священником произошло нечто другое, гораздо более тяжелое и серьезное. Не дерзая предполагать ничего конкретного, скажу. Прежде всего, нужно простить. как бы трудно и тяжело не было — простить. А чтобы не на словах только выходило, молитва требуется. И чем искреннее она будет, тем быстрее заживет рана. По опыту говорю. И своему, и других. Ну и выводы сделать, свои ошибки найти, попытаться впредь таковых не повторять. Все нам дается ко вразумлению, а раз так, будем все принимать, стараться понять и усвоить.

Умудри Вас, — как говорил батюшка, — Господь. Да и всех нас тоже.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov