Региональные чтения. Мой доклад на открытии.

Приветствую всех, кто присутствует сегодня, здесь, на этом высоком собрании. Смиренно надеюсь, что ваше участие – знак вашего уважения к Православию вообще и к Русской Православной церкви, в частности.

Кроме этого, уверен в том, что для каждого из вас рассматриваемая проблема (нравственные ценности) очень важна.

 

«Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни.

От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества», — это слова из совместного обращения, подписанного Папой Римским Франсиско и Патриархом Кириллом на Кубе.

 

Церковь – не государственное учреждение, но сегодня с нами сотрудники государственных структур,

— я священник, епископ, но, несмотря на это, в открытии Чтений принимают участие светские лица,

— принадлежу Русской Православной церкви, а здесь присутствуют собратья из других конфессий,

— все это дает мне надежду, что призыв Папы и Патриарха уже нашел свой отклик в наших сердцах. И дает оптимизм в отношении будущего человечества.

 

Название моего доклада аналогично названию международных чтений следующего года: «Нравственные ценности и будущее человечества».

 

Прежде чем говорить о будущем, иногда бывает полезным начать с прошлого. Христианство имеет много аспектов. Совершило непостижимое преображение истории, в разных направлениях.

Одно из них – вера, иными словами, связь человека с Богом, из которой, в то же время, возникла новая культура, как определенное мировоззрение, бытие человека.

 

Для начала обращусь к истории, конкретнее, к теме «Христианство: его влияние на общество и культуру».

 

 

Христианство – великое преображение веры.

 

Первое и главное – христианство есть преображение веры. Религии прошлого были, в основном, формальными, где важнее всего был внешний ритуал.

Христос разрушает это, обличает это и объявляет в новом воззвании: религия рождается из сердца человека.

Отсюда – идея о том, что каждое бытие человека уникально, ценно и неповторимо.

 

Мысль апостола Павла, что естественный закон написан в сердце человека, есть основа для познания бытия Божьего. Бытия, но не природы.

 

Благодаря религии, как отношению с Богом, на Западе возникают две основные идеи: концепции светскости и разделения Церкви и государства. Кесарю – кесарево, Богу – Богово. Это не встречается ни в одном другом религиозном учении.

Обратим внимание, что на христианском Востоке существовала и существует другая концепция: симфония Церкви и государства.

 

Еще один фундаментальный вклад – идея личного общения с Богом через свое собственное «Я», познание воплощения, смерти и воскресения Христа и их спасительного характера.

 

Христианство также означает, также, великое культурное преображение.

 

Я мог бы назвать бесчисленное множество конкретных христианских произведений культуры и искусства, а также таких, которые появились под влиянием христианства. Но не это является моей целью. Сейчас я ограничусь лишь тем, что выделю наиболее важные аспекты этого влияния.

 

В первую очередь, христианство было той силой, которая позволило создать культуру, общую для различных народов, таких, как германцы, славяне, греки и т.д. Христианская традиция сделала нас теми, кто мы есть.

— Искусства развивались в недрах христианства,

— Вся философская мысль европейской цивилизации (частью которой являемся и мы) имела христианские корни.

— наш современник может не практиковать христианскую веру, но все, что он говорит, думает и делает происходит из его культурного христианского наследия и значимо лишь постольку, поскольку связано с этим наследием.

И, хоть это странно звучит, только христианская культура смогла одновременно дать и Вольтера, и Ницше.

 

Единство западного мира зиждется на этом наследии. Христианство задало границы европейской культуры, а с ней и западного мира. То же можем сказать о России и русской культуре.

 

Для возникновения и развития Аргентины христианство-религия и христианство-культура стали чем-то очень важным. Менталитет ее жителей, в основном, христианский. Ее география в ономастике и природопользовании христианская тоже.

 

Далее, что еще более очевидно, распространение греко-романской культуры, которую развило христианство. Платон и Аристотель имеют в лице Августина и Фомы Аквинского своих гениальных воссоздателей.

 

Концепция бесконечности развила свой потенциал тоже в христианской культуре. Идея бесконечных совершенств Бога создала условия для развития идеи бесконечности вообще. На этой основе появились целые области науки, такие как теория множеств, ядерная физика, теория квантового поля.

 

И теперь последнее о вкладе в преображении культуры. В античных цивилизациях (Месопотамии, Египте, Греции) не распространялись, поскольку считались орудием магии. Поэтому большинство этих знаний не накапливалось и не совершенствовалось с течением времени.

Христианство популяризировало культуру, знание и это объясняет несравненно большее развитие науки и техники. В историческом процессе знания

распространялись и накапливались

и не терялись ни в какой момент. Потому что делались доступными и не принадлежали какой-то одной касте.

 

Напомню еще раз, идея знания, доступного для всех, происходит из христианства. В этом смысле наука и техника стали ключом прогресса. Только тогда река является рекой, а дерево деревом, когда нет места никакой магии.

 

Европейская культура не сможет пережить исчезновение христианской веры.

 

Христианство совершило третье преображение, социальное.

 

Следующий фундаментальный аспект – право. То, что называется миром западным и славянским имеет своим основанием Библию, десять заповедей.

Здесь римское право испытало большое влияние христианства. Из него возникает идея правосудия, равенства и справедливости, появляется концепция морали личной и общественной. Возможность свободы и демократии также исходит из недр христианства.

 

Христианство сыграло свою роль в разделении понятий «юридическое» и «религиозное», основанное на разнице Царства Небесного и царства Цезаря. Право понималось, как часть закона Божьего, который направлял пути человека к святости и спасению в соответствии с замыслом Бога.

 

Следующий элемент – демократия. Есть другие страны, демократические, но не христианские, Индия или Япония, к примеру. Но современная демократия рождается и развивается в странах традиционно христианских. Их конституции исполнены христианскими положениями. Там ясно прослеживается идея равенства людей без различия и исключений. Христианство первым объявило равными всех изначально, по природе.

 

Все указанное выше зиждется на понятии достоинства личности. Согласно Библии, Бог создал человека по Своему образу и подобию. Святость личности – принадлежность христианства. Личность значима, именно как личность; невозможно определить ее цену, ибо она не имеет цены – только достоинство.

 

Как мы уже видели из этого доклада, христианство оказало свое действие в большинстве сфер культурной, социальной и политической жизни человечества. На устройство мира в соответствии с истинными ценностями.

 

Идея горчичного зерна, которое растет, талантов, которые могут развиваться, соли и света мира – это притчи,

— которые всегда в памяти человечества,

— всегда связаны с сущностью человека,

— когда ощущаем тьму и опасность войн, террора и падения нравов.

Когда главное в человеке опустошается, личность превращается в номер, предмет, теряет свое достоинство.

 

Христианство открывает каждому то, что он есть. Притча о добром самарянине – хороший тому пример того, что должно быть итогом всего, совершаемого нами. И если мы понимаем это все лучше, все лучше начинаем понимать не только себя, но и других, кто происходит от других корней и культур.

 

«Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества», — это слова из совместного обращения, подписанного Папой Римским Франсиско и Патриархом Кириллом на Кубе.

 

То, как вы меня слушаете, позволяет мне надеяться, что воззвание Папы и Патриарха уже нашло свой отклик в ваших сердцах. И исполняет надежды в отношении будущего человечества.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

25 комментариев к записи “Региональные чтения. Мой доклад на открытии.”

  1. Сегрей:

    А как католическая церковь будет «нести» духа истины (совместно?) если она его не имеет? Что это как не экуменизм..

    • Митрополит Игнатий:

      Прежде чем делать такие безапелляционные заявления по какому-либо вопросу, полезно бывает хоть немного разобраться в самом вопросе. Почитать что-ли, умных людей послушать, знающих. Только умных и знающих.

      Но это так, на будущее.

      • Сегрей:

        Я говорю не от себя, это мнение Игнатия Брянчанинова и Осипова. Если я заблуждаюсь объясните.

        • Митрополит Игнатий:

          Прежде всего, об Алексее Ильиче Осипове. Он один из главных критиков католицизма в нашей Церкви. Его критика постоянна, последовательна и опирается на многочисленные высказывания святых отцов. Однако, при всем этом, Вы нигде не найдете у него мнения о том, что Католическая церковь безблагодатна. Напротив, он постоянно подчеркивает, что вся полнота благодати только в Православии, у остальных, по мере того, в КАКОЙ СТЕПЕНИ ОНИ ИСПОВЕДУЮТ ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ. В его иерархии: полнота — в Православии, далее — Католическая церковь, протестанты и т.д. Сказать, что католическая церковь уклонилась в ересь, и сказать, что она безблагодатна — далеко не одно и то же.
          Да, изменение истинного учения — это ересь. Но никто Вам не скажет, что при впадении в ересь, еретик теряет благодать Божию. Если он обращается от ереси, его принимают в Церковь не через повторное крещение, а через покаяние в своих заблуждениях. На этой основе Православная церковь не перекрещивает католиков, принимает священников в сущем сане и т.д.
          Вот Вам подборка высказываний святых по этому поводу http://apologet.spb.ru/ru/1119.html Здесь только святитель Игнатий пишет о безблагодатности Католической церкви. Остальные избегают такой категоричности.
          Так что, советую, быть осмотрительнее в оценках и суждениях, дабы не впасть в грех осуждения, о чем я уже писал Вам.

          • Сегрей:

            Я намеренно написал не католики, а Католическая церковь да бы избежать осуждения людей, но не учения.

            А по поводу остального мне есть что сказать, но думаю не надо, вы же не просто священник а еще и архиерей, а значит дипломат. Не буду провоцировать людей и осложнять вам служение.

          • Митрополит Игнатий:

            Я развернуто и последовательно ответил на все Ваши вопросы.
            В ответ не получил ничего, кроме «мне есть, что ответить, но не буду осложнять Вам жизнь». И несколько замечаний лично в мой адрес.

            Второе — бестактность, первое, на мой взгляд, свидетельство того, что Вам просто нечего сказать. Потому не вижу смысла продолжать этот разговор далее. Советую прочесть мой предыдущий ответ и высказывания святых отцов по указанной ссылке и А.И. Осипова еще раз. А, возможно и не раз.

  2. олег:

    У Вас большая ответственность . Прочитанное воспринял как истину.

  3. Ольга:

    Доклад сложный. Из доклада понятно, насколько сильно отличаются Аргентина и Россия, и как сложно говорить «о том же самом», не забывая учесть при этом: менталитет другой страны, широту аудитории и «весовые категории» направлений христианства и религий. Слова Папы и Патриарха это сильный тезис доклада и упомянуть об этой встрече, учитывая, что в Аргентине большинство — католики, проницательно! После прочтения, сгенерировала для себя 2 мысли: что в России будут говорить по теме нравственности, раскрывая смысл понятия конкретно, что же  это, как не заблудиться без неё с детства, учитывая наши реалии. А вторая мысль: что все-таки не согласна с теми, кто нашел истоки христианства в древнеегипетских мифах и что египетская красная краска с фресок перешла якобы в иконопись христианства, как говорит наш преподаватель истории мировой культуры.
    Благодарю за доклад, выложенный специально, для русских!:))

  4. Павел:

    Владыка, здравствуйте! Спасибо за интересный доклад, но у меня есть несколько вопросов к Вам:
    1) Как Вы относитесь к экуменизму и сближению на архиерейском уровне Каталической Церкви с Русской Православной Церковью?
    2) Что Вы можете сказать по поводу заявления Папы римского Фрациска о том, что идет объединение Католической Церкви с Русской Православной Церковью? Данное заявление было сделано на пресс-конференции по итогам встречи Папы римского и Патриарха московского и всея Руси Кирилла 12 февраля 2016 года (ссылка на видео: https://yandex.ru/video/touch/search?source=tabbar&filmId=10915058387704904241&text=встреча%20папы%20римского%20и%20патриарха%20кирилла&reqid=1510869393527409-1449353853186048543484861-sas1-8830-V-TCH ). Обратите внимание, Владыка, что на видеозаписи перевод речи Папы римского с испанского на русский язык осуществлен некорректно!

    • Митрополит Игнатий:

      В чем Вы увидели некорректность перевода?

      • Павел:

        Вторую фразу Папы римского перевели не правильно. Вот точная цитата: «Hablamos como hermanos, tenemos el mismo bautismo, somos obispos, hablamos de nuestras iglesias, coincidimos en que la unidad se hace caminando.» Конец фразы Папы Франциска нужно перевести как: «мы сошлись во мнении, что идет объединение (церквей)». Такой перевод является аутентичным.
        И вы не ответили на мой первый вопрос!

        • Митрополит Игнатий:

          Да, перевод этих слов понтифика не совсем точен. Но и Ваш не могу назвать аутентичным. Речь идет здесь не об объединении, а о единстве, что далеко не одно и то же. Какого рода это единство, подробно раскрывается в совместном заявлении Папы и Святейшего Патриарха. Прочтите внимательно.

          Не ответил на Ваш вопрос, потому, что ответ очевиден: мое мнение об экуменизме точно такое же, как и мнение нашей Церкви. Разве может быть иначе? Предлагаю Вам ознакомиться с ним по документу «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Там все указано предельно точно и конкретно. Или здесь

          http://mitropolit-ignaty.ru/2016/02/23/ob-otnoshenii-k-inoslavnyim/,
          http://mitropolit-ignaty.ru/2016/02/16/pervyiy-raz-za-tyisyachu-let-vstrecha-patriarha-kirilla-i-papyi-rimskogo/

          • Павел:

            Извините, Владыка, но я не могу с Вами согласиться. Кафедра испанского языка МГИМО МИД РОССИИ — вуза, который я закончил в 2016 году — поставила бы мне 2 бала, если бы я перевел слово «unidad» в данном предложении как «единство». Конструкция «se hace caminando» обязывает меня в данном случае перевести слово «unidad» как «объединение». Если бы Папа говорил о «единстве», то он бы использовал другой глагол. Перевод должен быть аутентичным.
            Знакомы ли Вы с трудами доцента МГИМО МИД РОССИИ Четвериковой Ольги Николаевны? Она является исследователем деятельности Католической церкви в геополитике и по борьбе с Православием.

          • Митрополит Игнатий:

            Не можете согласиться со мной? Какая жалость.))
            Ну, давайте попробуем разобраться. Прежде всего, по существу, а затем и gramaticalmente.

            О чем говорит понтифик? Конечно же о том, что было заявлено обеими сторонами в декларации. Относительно обсуждаемой нами темы там сказано буквально следующее:

            Conscientes de muchos obstáculos que hay que superar, esperamos que nuestro encuentro contribuya a la obtención de la unidad mandada por Dios, por la que Cristo había rezado. Que nuestro encuentro inspire a los cristianos de todo el mundo para invocar con el nuevo fervor al Señor, orando sobre la plena unidad de todos sus discípulos.

            Я думаю, Вы не станете возражать против того, что что выделенные слова переводятся так: «надеемся, что наша встреча будет способствовать достижению единства, заповеданного Господом, о котором молился Христос». А далее следует призыв христианам «молиться о полном единстве всех учеников Христовых». Это основано на словах Христа «Да будут все едино» — «Que todos sean uno» (Ин 17 20-26). Отсюда и «unidad», в смысле «единство». Христос, без сомнения, говорил именно о нем, а не об объединении. Об этом сказал и Папа Римский Франциск.

            Теперь о том, можно ли его высказывание понять как призыв исключительно к объединению (о котором, кстати, в декларации не говорится ни единого слова). Мне Ваше замечание показалось интересным и довольно важным. Я не стал детально исследовать использованные грамматические структуры, а решил найти ответ другим, на мой взгляд, более правильным и точным способом.

            Я показал нашу с Вами переписку нескольким коренным аргентинцам (тем более, что нынешний Папа, как известно, аргентинец), хорошо знающим русский язык, среди которых были и православные христиане, и люди светские. Один из них – Алехандро Гонсалес – переводчик русской классики, более десяти лет учившийся и стажировавшийся в России. Кроме того, что он очень хорошо знает наш язык и литературу, перевел большое количество наших писателей (более 50 произведений), он продолжает заниматься этим и по сию пору.

            Повторю, я показал им нашу переписку в блоге и задал лишь один вопрос: «Можно ли понять слово «unidad» в ответе Папы Римского, как «единство»»? Ответ у всех был вполне однозначным: «Можно, и предпочтительно сделать именно так».

            Полагаю, Ваши преподаватели, Павел, не стали бы оценивать Ваши знания так низко (во всяком случае, в предложенных Вами обстоятельствах), а если бы сделали это, допустили бы страшную несправедливость по отношению к столь внимательному, любознательному и, насколько могу судить, верующему студенту.

            Кстати, в декабре этого года у меня со учащимися и преподавателями МГИМО намечена встреча. Sea bienvenido.

            P.S. С книгами О.Н.Четвериковой, к сожалению, не знаком. С удовольствием бы с ними познакомился и, если возможно, встретился бы с ней лично.

          • Павел:

            Владыка, но о каком единстве православных с католиками может идти речь? Какие они для нас «братья по христианской вере» (пункт 1 Совместного заявления Папы римского Франциска и Патриарха московского и всея Руси Кирилла)?

          • Митрополит Игнатий:

            О каком единстве идет речь? О том, которое было первое тысячелетие и которого сейчас нет. И к которому нужно стремиться, поскольку оно, как Вы знаете, заповедано и нам, и им Господом.

            Какие они для нас братья — это вопрос другого порядка, и, поскольку лингвистические недоумения преодолены, приступим к нему.

            Но для начала советовал бы Вам ознакомиться все же с: http://mitropolit-ignaty.ru/2016/02/23/ob-otnoshenii-k-inoslavnyim/

            А также, прошу поделиться Вашим пониманием слова «брат».

  5. ЛЮДМИЛА:

    Если вернуться назад, на 16 февраля 2016 года, по этой ссылке,
    http://mitropolit-ignaty.ru/2016/02/16/pervyiy-raz-za-tyisyachu-let-vstrecha-patriarha-kirilla-i-papyi-rimskogo/,
    то есть возможность ещё раз переосмыслить встречу, благо, текст документа предоставлен.

    А по следующей ссылке, — http://mitropolit-ignaty.ru/2016/02/23/ob-otnoshenii-k-inoslavnyim/, можно ознакомиться с документом «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

    • Митрополит Игнатий:

      Спаси Господь, Людмила! А я, погруженный в дела Южноамериканские уже и забывать стал, о чем писал в российской части блога.

      Еще раз, спаси Господь!

      • ЛЮДМИЛА:

        Досточтимый Владыка!

        Следуя рекомендациям Павла, решила ознакомиться с трудами Четвериковой О.Н. касательно обсуждаемой выше темы.

        И что же? К моему удивлению,только в одном абзаце, довольно большой публикации, хотя и имеющей своей целью раскол Христовой церкви, слово «единство», послужившее предметом обсуждения, употреблено несколько раз.

        Цитата: «Документ утвердил идею «единства» с католиками, которой проникнут весь текст Декларации, призванная похоронить понятие «ересь». Как и в других экуменических документах, тут всё строится на подмене понятий. Используются слова Христа о единстве его учеников, которое выдаётся за единство с еретиками. Патриарх и понтифик называют друг друга «братьями» и говорят о двух «Церквах»: «С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшись, чтобы “говорить устами к устам” (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации». Отпадение католиков от Церкви здесь называется «утратой единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности», а призыв Христа «Да будут все едино» (Ин.17), толкуется как призыв к единству с папистами. Наконец, повторив, что католики и православные «не соперники, а братья», документ призывает их учиться «жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (15:5)»[35].»

        (О.Н.Четверикова. «Соборная церковь» по-иезуитски, или как православных готовят к признанию папской власти.)

        Надеюсь, что гости Вашего блога, смогут сделать выводы, где есть призыв к единству и братству, а где призыв к расколу.

        • Митрополит Игнатий:

          Спаси Господь, Людмила. Просмотрел. Что сказать…

          Да, меняются времена.

          И в самых смелых мечтах не мог представить себе, что за чистоту православной веры будут бороться научные сотрудники. А единство Церкви отстаивать светские аналитики. ))

          Может быть, все-таки оставить Церкви церковное, а кесарю кесарево… Кажется, где-то что-то Спаситель говорил об этом… ))

          • Павел:

            Спасибо огромное, Людмила, что Вы привели цитату из статьи Ольги Николаевны!

            Владыка, это именно то, о чем я хотел далее писать в нашем с Вами диалоге. Ведь Четверикова отстаивает чистоту Православия! И многие священники Русской православной церкви после встречи Папы и Патриарха бьют в набат, требуя созыва Поместного Собора и объявлению анафеме всех сторонников экуменизма и «единения» с католиками.

            Кстати, Владыка, в МГИМО МИД России большинство преподавателей и студентов — православные верующие. Я сам крестился в Православии благодаря обучению в данном ВУЗе. Буду рад Вас видеть в стенах нашего института! А на какую дату назначена встреча?

          • Митрополит Игнатий:

            Встреча намечена на 07.12, на 14.00.

            Но, откровенно говоря, Павел, я в некотором недоумении от Вашего ответа. Мы начали беседу с целью разобраться в поставленных Вами вопросах. И я последовательно, изыскивая для этого время стремлюсь к этой цели.

            Однако, последние два Ваших комментария дали мне повод к некоторым сомнениям. Вы даже не снизошли до того, чтобы ответить на мое предложение и вопрос. А сейчас уж прямо пишете, куда собираетесь двигаться далее. Вы вольны в своих решениях, но и я тоже, и я предпочитаю такой диалог, когда собеседники со вниманием относятся к аргументам друг друга. С Вашей стороны пока этого не вижу. Кстати, как ведение беседы такого рода оценивают преподаватели этики МГИМО? ))

            Для того, чтобы отстаивать чистоту православия, нужно очень-очень хорошо в нем разбираться. А если кто-то, по неразумию своему, бьет в набат, не дело дипломатов дать себя увлечь такому соблазну. Мне всегда казалось, что человек, исполняющий подобное служение должен владеть своими эмоциями, быть разумным, последовательным и целенаправленным. Везде: и в своей профессии, и в делах веры.

            Вы пришли к вере, так оставайтесь в ней. Живите в ней. В ней, а не в околоправославной политике, которая к православию не имеет никакого отношения.

            И найдите себе хорошего духовника.

  6. ЛЮДМИЛА:

    Во славу Господню, Владыка!

  7. Егор:

    —— Владыка, это именно то, о чем я хотел далее писать в нашем с Вами диалоге. Ведь Четверикова отстаивает чистоту Православия! ——

    Отстаивает чистоту православия, или свое мнение о том каким оно должно быть?

    А вообще, не по теме, давно заметил на церковных форумах интересную традицию придавать своим словам веса с помощью чужих мыслей, чужих цитат, чужих биографий.
    Умело жонглируя, можно таким образом доказать что угодно и это как будто должно убедить. Но разве когда люди приходят в церковь, они приходят логикой или вслед за авторитетами?

    • Митрополит Игнатий:

      Да, Егор, согласен с тобой. Потому я и посоветовал Павлу найти себе хорошего духовника, чтобы не разменять истинный путь ко Христу на значимые по форме и абсолютно пустые по сути споры-самоутверждения.

      Духовным наставничеством должны заниматься пастыри Церкви, а не ученые и аналитики, пусть даже остепененные. Во всяком случае, на мой взгляд.

Оставить комментарий


Thanx: Ozon.kharkov